Приемная исполкома
210010, г.Витебск, ул.Гоголя, 6
e-mail: vitoblisp@vitebsk.by
Телефон: (+375-212) 42-57-57
Факс: (+375-212) 42-57-81
Фото
Анонсы
Актуально
20.04.2017 Загородные лагеря Витебской области откроют летний оздоровительный сезон 10 июня Всего на летних каникулах в Витебской области планируется оздоровить 43 620 мальчиков и девочек, в том числе 15 тыс. - в лагерях с круглосуточным пребыванием детей и 28 620 - с дневным. 
20.04.2017 22-23 апреля в Витебске, городах и районах области состоится VIII Фэст экскурсоводов Фэст ежегодно проводится в поддержку Международного дня памятников и исторических мест (18 апреля), установленного ЮНЕСКО с целью привлечения внимания общественности к вопросам защиты и сохранности всемирного культурного наследия.
Все новости
Главная > Экономика > Торговля > Защита прав потребителя

Защита прав потребителя

Разъяснения по бесплатной упаковке

Разъяснения об указании цены в бел.рублях

Разъяснения по работе домофонных систем

О товаре ненадлежащего качества

Памятка по оплате товара

Памятка по товарам

Памятка по услугам

ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ: особенности осуществления покупок в интернет-магазине

Права потребителей при приобретении мобильных телефонов

Порядок предъявления претензий и исков


Информация об уполномоченных по защите прав потребителей по Витебской области

Образцы претензий, заявлений, исков


”О работе местных исполнительных и

распорядительных органов в 2016 году

в сфере защиты прав потребителей“

 

Основным документом, регулирующим правовые отношения в области защиты прав потребителей, является Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года ”О защите прав потребителей“. Действие настоящего Закона распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договора розничной купли-продажи и иных подобных договоров.

Кроме данного Закона вопросы защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, иными документами, принятыми в развитие Закона.

Беларусь подписала соглашение о согласованной политике в странах Содружества Независимых Государств в этой сфере. Создан Консультативный совет по защите прав потребителей государств — участников СНГ. Основными задачами совета является содействие развитию и углублению сотрудничества, формированию эффективной политики в сфере защиты прав потребителей и равных условий для граждан в государствах — участниках СНГ, а также созданию условий для защиты их потребительских прав и интересов.

Важным элементом государственной политики в сфере защиты прав потребителей является информационно-просветительская работа. На сегодняшний день на республиканских и региональных каналах периодически выходят тематические выпуски передач, печатные средства массовой информации систематически освещают проблематику по защите прав потребителей.

В Республике Беларусь государственные органы осуществляют защиту прав потребителей в рамках своей компетенции. Координацию деятельности в данной области осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В пределах области государственная защита прав потребителей и контроль  за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляется уполномоченными по защите прав потребителей областного,   городских и районных исполнительных комитетов.

Уполномоченными постоянно оказывается консультативная помощь с целью повышения грамотности потребителей, организовываются выступления в печатных средствах массовой информации, на телевидении и радио, обеспечивается размещение соответствующей информации на стендах и официальных сайтах и т.д. 

Кроме того, уполномоченными по защите прав потребителей рассматриваются обращения граждан, проводятся проверки (мониторинги) соблюдения законодательства, выдаются предписания об устранении нарушений, оказывается помощь в составлении исковых заявлений в суд.

За 2016 год  уполномоченными облисполкома, горрайисполкомов  рассмотрено 789 обращения граждан по вопросам защиты прав потребителей в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения.

По  результатам рассмотрения обращений потребителям в досудебном порядке возмещено материального ущерба на сумму   7,2 тыс.рублей. Проведено 45 проверок, по результатам которых составлен 14 протокол об административных правонарушениях, 17 субъектам хозяйствования вынесены  предписания об устранении нарушений законодательства.

За 2016 год уполномоченным по защите прав потребителей главного управления торговли и услуг Витебского облисполкома оказано 106 устных  консультаций гражданам.

В целях повышения квалификации, профессионального уровня уполномоченные  по защите прав потребителей ежегодно принимают   участие в семинарах, проводимых Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.


Всемирный день защиты прав потребителей ежегодно отмечается 15 марта во всем мире, и каждый год посвящен одной из актуальных тем потребительских отношений.

По сложившейся традиции тематику праздника каждый год определяет Международная Федерация потребительских организаций.

В 2017 году темой Всемирного дня защиты прав потребителей выбрана тема электронной коммерции под девизом ”Потребительские права в цифровую эпоху“. Она поддержана Консультативным советом по защите прав потребителей государств-участников СНГ для проведения Дня потребителя в странах СНГ.

В настоящее время организация продажи потребительских товаров и оказание различных услуг посредством сети Интернет развивается очень динамично.

По состоянию на 1 января 2017 г. в Торговом реестре Республики Беларусь зарегистрировано 468 действующих интернет-магазинов субъектов хозяйствования  Витебской области. С 2015 года их количество возросло на 40%.

Дистанционные способы заключения договоров (купли-продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) повсеместно используются в нашей повседневной жизни.

Всеобщее понимание всех потребителей как правильно приобрести товары посредством сети Интернет (средств связи, мобильных приложений и др.) может способствовать правильному выбору продавца (исполнителя), а также восстановлению нарушенных прав потребителей в случае приобретения товаров и оказания услуг ненадлежащего качества.

Чтобы оградить себя от недобросовестных продавцов в сети Интернет каждый потребитель должен знать следующее:

1. продавец на сайте Интернет - магазина должен довести до сведения потребителя на белорусском или русском языке следующую информацию:

наименование своей организации, юридический адрес, УНП (для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, адрес, сведения о государственной регистрации и наименовании органа осуществившего государственную регистрацию);

режим работы магазина;

дату регистрации интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь;

о документах, подтверждающих факт приобретения товара, которые продавец обязан выдавать покупателю вместе с товаром (образцы таких документов и порядок их оформления размещаются на сайте интернет-магазина);

о товаре (наименование, место нахождения изготовителя и импортера, а также при наличии импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание; установленные гарантийные сроки на товар, дата изготовления и срок службы (срок годности или срок хранения товара); цена товара; наличие товара в продаже; срок доставки товара, цена и условия оплаты доставки товара);

2. с 16 июня 2013 года в интернет-магазинах в обязательном порядке все без исключения продавцы должны выдавать кассовый чек.

Предъявить претензию по некачественному товару покупатель вправе и без чека при наличии иных доказательств (например, при наличии сведений о продавце на упаковке товара, в гарантийном талоне, расписке, наличии идентификационных знаков и т.д.). При отсутствии доказательств приобретения товара у конкретного продавца, последний может оспорить факт приобретения у него этого товара;

3. при доставке товара, приобретенного в интернет-магазине потребитель должен сопоставить информацию, полученную на сайте, с информацией в документах на приобретенный товар (технический паспорт, гарантийные талоны), в которых в обязательном порядке должна быть отметка о продавце (наименование, контактный телефон, подпись продавца). Такие отметки, как имя и номер мобильного телефона на указанных документах  не допускаются, т.к. при выявлении недостатков зачастую трудно потом установить продавца.

Покупатель удостоверяет прием товара подписью в сопроводительных документах продавца;

4. при приобретении товаров в интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь ”О защите прав потребителей“. 

Традиционно в рамках проведения Дня потребителя в средствах массовой информации широко освещаются вопросы защиты прав потребителей. В горрайисполкомах проводятся ”горячие линии“ по вопросам потребительской тематики с привлечением специалистов различных служб. В крупных торговых объектах организуется работа  консультационных пунктов по информированию граждан об их правах и путях их защиты,  оказывается практическая помощь в разрешении конфликтных ситуаций.