Международный экономический форум “Инновации. Инвестиции. Перспективы”.
Приемная исполкома
210010, г.Витебск, ул.Гоголя, 6
e-mail: vitoblisp@vitebsk.by
Телефон: (+375-212) 42-57-57
Факс: (+375-212) 42-57-81
Витебский областной исполнительный комитет
Главная > Актуально

Все о налоговом мониторинге: кто под него подпадает, и чем он отличается от обычной проверки

14.03.2019 В последнее время контролирующие органы в работе с предприятиями широко применяют меры профилактического и предупредительного характера, в том числе мониторинги. Помогают ли эти методы добиться исполнения налоговых обязательств в полном объеме и о новациях в этой сфере vitvesti.by рассказал начальник инспекции Министерства по налогам и сборам по Витебской области Валерий Лобацевич. 

— Валерий Николаевич, расскажите, кто попадает в объекты налогового мониторинга?

— Действительно, сегодня основной акцент делается не на привлечение к ответственности за совершение правонарушений, а их профилактику и предупреждение. Это стало безусловным приоритетом при организации всей контрольной деятельности. 

Критерии отбора субъектов, в отношении которых может проводиться мониторинг, законодательством не определены.

Информация для этого может быть получена как от госорганов, иных организаций, граждан (например, о приеме наличных денежных средств без применения кассового оборудования), так и непосредственно от самих субъектов при предоставлении налоговых деклараций.

Налоговые органы, используя имеющиеся сегодня достаточно эффективные методы предварительного анализа деятельности плательщиков, могут осуществлять на его основе точечный контроль тех объектов, где вероятность грубых нарушений налогового законодательства максимальна.

Например, в ходе работы мы определяем организации, выручка от реализации товаров (работ, услуг) которых существенно ниже, чем у других субъектов с аналогичными видами и условиями деятельности. В отношении таких плательщиков назначаем мониторинги, чтобы установить объективность отражаемых ими результатов финансово-хозяйственной деятельности. 

— Чем отличается мониторинг от привычной проверки субъектов хозяйствования?

— Мониторинг в отличие от проверок осуществляется без предписания, истребования объяснений, документов и т.п. По итогам не составляется акт (справка). Законодательством не ограничен срок проведения мониторинга, однако, если исходить из сути и цели, он может быть сопоставимым со сроком проведения проверки.

Преимуществами мониторинга являются его разносторонность, быстрота проведения и гибкость реагирования, позволяющие предотвращать нарушения без вмешательства в хозяйственную деятельность субъекта хозяйствования.

Такая форма контроля существенным образом влияет на налоговую культуру субъектов, степень их ответственности перед государством и дисциплинированность за счет добровольного устранения и недопущения в дальнейшем нарушений налогового законодательства.

За 2018 год инспекциями Витебской области направлено более 200 рекомендаций об устранении нарушений (недостатков), сумма добровольно уплаченных налогов в бюджет по результатам рассмотрения рекомендаций составила 100 тыс. рублей. 

— Каковы возможные последствия для плательщиков, у которых в ходе мониторинга выявлены нарушения законодательства?

— При обнаружении в ходе мониторинга нарушений субъекту вручаются рекомендации об их устранении, в случае невыполнения которых либо повторного выявления недостатков могут быть применены меры административной ответственности. Кроме того, налоговый орган может назначить внеплановую проверку деятельности такого субъекта.

— Существуют какие-либо особенности в проведении мониторингов?

— Да. Например, контролирующие органы вправе использовать интернет, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля.

С 2018 года в области реализуется пилотный проект по применению удаленного мониторинга за деятельностью субъектов хозяйствования с использованием средств дистанционного контроля (камер видеонаблюдения).

Видеосистема устанавливается непосредственно в помещении субъекта хозяйствования и мониторинг осуществляется в режиме онлайн без присутствия сотрудников налоговых органов.

Мониторинги с видеонаблюдением проведены в отношении 7 субъектов, оказывающих парикмахерские и стоматологические услуги, ремонт транспортных средств, а также осуществляющих розничную торговлю одеждой под маркой «дешевых товаров». По их результатам и проведенной впоследствии разъяснительной работы средняя дневная выручка по сравнению с домониторинговой увеличена всеми субъектами, например, в сфере оказания парикмахерских услуг до 5 раз, стоматологических — в 2 раза.

Две организации, оказывающие услуги по ремонту автомобильного транспорта (их налогообложение зависит от средней численности персонала), после проведения мониторингов увеличили налоговые платежи в 2 — 3 раза за каждый последующий месяц.

Несмотря на то, что мониторинг является мерой предупредительного характера, в отдельных случаях он использовался как форма контроля с привлечением виновных лиц к административной ответственности.

Повторюсь: это делается только в отношении недобросовестных плательщиков, которые не реагируют на рекомендации, выданные по результатам первоначального мониторинга. 

Например, сейчас на особом контроле находятся субъекты, осуществляющие реализацию импортной одежды низкого ценового сегмента. В отношении одного из них был назначен мониторинг с использованием камер видеонаблюдения. По результатам установлено, что средняя выручка за день во время проведения мониторинга в 4 раза превышает выручку, отраженную плательщиком для налогообложения, а также зафиксированы факты нарушения порядка приема наличных денежных средств. Плательщику были направлены соответствующие рекомендации. Однако он не внял им.    

Инспекция назначила повторный мониторинг и снова выявила нарушения. В итоге 4 работника общества привлечены к административной ответственности. После повторного мониторинга плательщик увеличил в 5 раз среднедневную выручку на один объект за 4 квартал 2018 года.

По результатам видеомониторингов с учетом увеличения плательщиками выручки окупаемость системы дистанционного контроля себя полностью оправдала, затраты на приобретение оборудования и услуги связи окупились в 15 раз. Так что будем применять ее в дальнейшем.

"Витебские вести".


Теги : Витебская область, налог
Версия для печати