Приемная исполкома
210010, г.Витебск, ул.Гоголя, 6
e-mail: vitoblisp@vitebsk.by
Телефон: (+375-212) 42-57-57
Факс: (+375-212) 42-57-81
Витебский областной исполнительный комитет
Главная > Новости

Бюджет Витебской области на 2021 год сохранил социальную направленность

29.12.2020 Реализация планов развития Витебской области требует мобилизации прежде всего управленческих и интеллектуальных ресурсов. Об этом шла речь на сессии областного Совета депутатов при подведении итогов 2020-го и утверждении бюджета на 2021 год.

Завершающий год пятилетки прошел на фоне пандемии коронавируса, которая негативно сказалась на динамике экономической активности. Поэтому управленческому активу Витебской области пришлось сосредоточиться на умении быстро анализировать ситуацию и оперативно принимать решения. В результате экономика сработала эффективно, а стабильная социально-политическая обстановка позволяет строить на будущие пять лет планы роста благосостояния граждан через доходы, стабильность цен, жилье и занятость.

— В будущей пятилетке всем надо настроиться на эффективную работу. Только так можно добиться результата, сделать Витебщину уважаемым регионом в стране, где комфортно жить людям, с которым связывают свое будущее наши дети, — подчеркнул председатель облисполкома Николай Шерстнёв, предваряя анализ года и пятилетки в целом, а также постановку задач на перспективу.

О том, что цели на предстоящие пять лет реальны и для их достижения есть потенциал, свидетельствуют результаты работы Витебщины в сложный в целом для экономики 2020 год. Проблемы с поставками импортного сырья на переработку негативно отразились на объемах промышленного производства, экспорта, грузоперевозок. С марта резко упал спрос на услуги туризма, оздоровления, культуры и развлечений, подсели общепит и розничная торговля. Несмотря на трудности, в целом удалось избежать падения экономики. По большинству показателей развития отмечается положительная динамика, а, например, по темпу роста реальной зарплаты (за 10 месяцев – 108%) Витебщина лидирует среди областей. За 11 месяцев сельхозорганизации нарастили производство продукции на 5,7%, объемы строительно-монтажных работ увеличились на 9,4%, даже промышленность (без учета нефтепереработки и энергетики) приросла на 0,4%. Прибыльная и рентабельная работа обеспечена по основным отраслям.

— Конечно, в текущем году большого роста нет, но важно, что не упали, смогли удержаться и даже прирасти. Это говорит о потенциале управленческих кадров. Теперь на созданном фундаменте предстоит сделать шаг вперед для обеспечения более высоких стандартов жизни населения. И тут рецепт прост: чтобы лучше жить, надо лучше работать, — сказал Николай Шерстнёв.

Тем более что кризисы привносят в жизнь не только плохое. Они закаляют, позволяют увидеть недоработки и ошибки, помогают правильно расставить акценты на будущее.

РАСКРЫТЬ ПОТЕНЦИАЛ ОТРАСЛЕЙ 

Основные рычаги роста промышленного комплекса на перспективу до 2025 года будут опираться на максимальное раскрытие потенциала отраслей, прежде всего за счет углубленной переработки местного сырья. В частности, в этом аспекте есть большой резерв в деревообработке как на действующих предприятиях, так и благодаря новичкам отрасли, в том числе резидентам СЭЗ «Витебск» (ООО «ВМГ ВудАрт» и ООО «Акитама»). Продолжится модернизация организаций пищевой промышленности, для загрузки их мощностей предстоит развивать сырьевые зоны. Результативность легпрома будет обеспечиваться за счет модернизированных производств на Витебском меховом и Оршанском льнокомбинате, а также внедрения роботизированных комплексов на «Белвесте».  В машиностроении, металлургии, фармацевтической отрасли основная роль отводится частным организациям («Святовит», «Витебские подъемники», «Амкодор — КЭЗ», Миорский металлопрокатный завод, Новополоцкий завод технологических металлоконструкций, «Рубикон», «Вик – здоровье животных», «Белкаролин»).

Динамично развивающейся отраслью становится сельское хозяйство. В основном благодаря принципиально новому комплексному подходу к организации его работы, заложенному в Указе №70. Это позволило значительно стабилизировать экономику сельхозорганизаций, в частности, улучшить платежеспособность, сократить убыточность и снизить долговые обязательства. Только на развитие сырьевых зон за 10 месяцев 2020-го было направлено 37 млн руб. Созданные 7 агропромышленных объединений, куда, как уточнил Николай Шерстнёв, вошли слабые хозяйства, обеспечивают более половины производства сельхозпродукции области. В 2021-м облисполкому предстоит проанализировать эффективность работы АПК на основе Указа, а еще через год вместе с правительством внести предложения о целесообразности дальнейшей его реализации или корректировке отдельных положений.

Важнейшим приоритетом остается внешнеэкономическая деятельность. По итогам пятилетки темп роста экспорта составит 123%. Существенное влияние на его динамику оказала пандемия коронавируса: в 2020 году из-за приостановки работы зарубежных торговых центров сократились поставки большинства потребительских товаров на внешние рынки. В будущем местным производителям предстоит активнее использовать потенциал электронной торговли для продвижения и продаж продукции на внешних рынках, а также для развития собственного бизнеса, в том числе по высокотехнологичной переработке местного сырья. Сохраняет актуальность задача по наращиванию инвестиционных вложений. Всего за пятилетку предполагается освоить не менее 17 млрд руб., в том числе 3 млрд – в 2021 году.

— Помимо организации новых рабочих мест, основная цель инвестиционных вложений — повышение производительности труда, создание конкурентоспособного продукта с добавленной стоимостью на уровне европейских стандартов. Здесь наши доходы и зарплата, — подчеркнул Николай Шерстнёв.

За счет этих ресурсов планируется расширить потенциал завода белой жести, а также продолжить развивать инфраструктуру в Миорах. Также в числе наиболее значимых будут реализованы проекты в деревообработке, фармацевтике, начнется возведение двух дополнительных свинорепродукторов, рыбоводческого комплекса с участием израильского инвестора.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ 

За пятилетку уровень обеспеченности жильем увеличился с 26,6 до 28,4 кв. м (по стране – 27,8 кв. м). Всего за этот период введено в эксплуатацию более 1,5 млн кв. м жилья, задание на следующие пять лет — около 1,84 млн кв. м. Акцент будет сделан на многоэтажном индустриальном строительстве, в жилых домах  планируется размещать встроенные и пристроенные помещения социального и общественного назначения.

В числе неизменных приоритетов — наведение порядка на земле и благоустройство населенных пунктов. В рамках разработанной до 2025 года областной программы  в текущем году проводились работы в Видзах и Оболи, в планах на будущий год благоустройство Освеи и Суража, а также объектов Шумилинского района к «Дажынкам-2021».

В 2021 году планируется обеспечить водой питьевого качества не менее 98,4% потребителей (в 2020-м — 96%, в 2015-м — 84%), продолжить работу по замене сетей тепло- и водоснабжения, наращиванию объемов капитального ремонта жилья, повышению использования твердых бытовых отходов.

В целом работать по достижению более высоких стандартов жизни предстоит с опорой на собственные силы в условиях финансовой бережливости, максимально вовлекая имеющиеся резервы.

— Двигаться вперед, причем во всех отраслях, предстоит преимущественно за счет оптимизации: сэкономил и освободившиеся ресурсы вложил в развитие. Тогда будет эффект за счет снижения затрат и повышения конкурентоспособности, — конкретизировал Николай Шерстнёв. В качестве примера он привел систему образования региона, которая в последние годы развивается прежде всего за счет перераспределения ресурсов, в том числе при оптимизации сети учреждений.

БЮДЖЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 

Доходы консолидированного бюджета Витебской области на 2021 год определены в размере 2 млрд 550 млн рублей с ростом на 5% к 2020-му.

— Наполняемость бюджета напрямую зависит от экономического роста, и при отсутствии положительной динамики могут быть применены жесткие бюджетные ограничения, — отметил начальник главного финансового управления облисполкома Геннадий Гребнев.

Основу собственной доходной базы местного бюджета составляют подоходный налог, НДС, налоги на собственность и прибыль, на которые в совокупности приходится 85%. Они занимают 63% в общем объеме доходов, еще 37% — это безвозмездные поступления из республиканского бюджета (951 млн руб.). Для повышения платежной дисциплины усилены требования к своевременности расчетов с казной: организации, в  том числе бюджетные и приравненные к ним, не смогут повышать тарифные ставки и оклады при наличии бюджетных долгов.  

На финансирование социальной сферы будет направлено свыше 1,7 млрд руб. При этом удельный вес социальных расходов в общем объеме казны увеличится и составит около 70%. Наиболее бюджетоемкими отраслями останутся образование (его доля в бюджетных расходах превысит 31%), здравоохранение (почти 27%), социальная политика (около 7%), физкультура, спорт, культура и СМИ (около 5%).

В числе приоритетных направлений расходов — свое-временное исполнение долговых обязательств, продолжение работы по повышению оплаты труда в бюджетной сфере и ее сближение с зарплатой в реальном секторе, опережающий рост зарплат низкооплачиваемых категорий граждан. Преду-смотрено увеличение средств на оказание помощи населению в обеспечении жильем.

В 2020 году начата реализация указа о возмещении расходов по переводу жилья на электроснабжение (20% затрат, но не более 40 базовых величин). Им уже воспользовались 10 домовладельцев, в среднем объем доплаты составил 494 руб. Объем субсидий, запланированных на 2021-й, рассчитан еще на 5 тыс. граждан.

На развитие и содержание местных автодорог в 2021 году по Госпрограмме «Дороги Беларуси на 2021 – 2025 гг.» планируется направить 60 млн руб., что на 60% превышает фактическое финансирование в текущем году.

Инвестиционные возможности местных бюджетов ограничены, поэтому в областную и региональные инвестпрограммы войдут объекты по наиболее актуальным направлениям. Всего на капитальное  строительство за счет бюджетных средств планируется направить 141 млн руб., в том числе на строительство социального и арендного жилья около 26 млн руб. Одна из новаций бюджета-2021 — возможность направлять средства инновационного фонда облисполкома не только на финансирование инвестпроектов, но и на приобретение оборудования, а также другие цели в интересах регионального развития.

— Надо четко понимать: выполнение запланированных мероприятий создаст основу социальной стабильности и роста благосостояния людей. Все зависит от каждого из нас, по нам граждане оценивают эффективность работы власти, качество управленческих решений и их адекватность тенденциям развития общества, — напомнил Николай Шерстнёв, подтверждая слова личным примером: за многолетний добросовестный труд и образцовое выполнение служебных обязанностей руководитель облисполкома отмечен Благодарностью председателя Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимира Андрейченко.

"Витебские вести".


Версия для печати