Славянский базар - 2020
Приемная исполкома
210010, г.Витебск, ул.Гоголя, 6
e-mail: vitoblisp@vitebsk.by
Телефон: (+375-212) 42-57-57
Факс: (+375-212) 42-57-81
Витебский областной исполнительный комитет
Главная > Экономика  > Торговля и услуги  > Защита прав потребителей

Защита прав потребителей

Памятки и разъяснения


Порядок предъявления претензий и исков

Образцы иска, претензии и заявления о предоставлении информации из ЕГР

Образцы претензий, заявлений, исков

Информация об уполномоченных по защите прав потребителей по Витебской области


О работе местных исполнительных и распорядительных органов  в сфере защиты прав потребителей

Основным документом, регулирующим правовые отношения в области защиты прав потребителей, является Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года ”О защите прав потребителей“. Действие настоящего Закона распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договора розничной купли-продажи и иных подобных договоров.

Кроме данного Закона вопросы защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, иными документами, принятыми в развитие Закона.

Беларусь подписала соглашение о согласованной политике в странах Содружества Независимых Государств в этой сфере. Создан Консультативный совет по защите прав потребителей государств — участников СНГ. Основными задачами совета является содействие развитию и углублению сотрудничества, формированию эффективной политики в сфере защиты прав потребителей и равных условий для граждан в государствах — участниках СНГ, а также созданию условий для защиты их потребительских прав и интересов.

Важным элементом государственной политики в сфере защиты прав потребителей является информационно-просветительская работа. На сегодняшний день на республиканских и региональных каналах периодически выходят тематические выпуски передач, печатные средства массовой информации систематически освещают проблематику по защите прав потребителей.

В Республике Беларусь государственные органы осуществляют защиту прав потребителей в рамках своей компетенции. Координацию деятельности в данной области осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В пределах области государственная защита прав потребителей и контроль  за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляется уполномоченными по защите прав потребителей областного,   городских и районных исполнительных комитетов.

Уполномоченными постоянно оказывается консультативная помощь с целью повышения грамотности потребителей, организовываются выступления в печатных средствах массовой информации, на телевидении и радио, обеспечивается размещение соответствующей информации на стендах и официальных сайтах и т.д.

Кроме того, уполномоченными по защите прав потребителей рассматриваются обращения граждан, проводятся проверки (мониторинги) соблюдения законодательства, выдаются предписания об устранении нарушений, оказывается помощь в составлении исковых заявлений в суд.

За 1 квартал 2020 года управлениями и отделами облисполкома,  горрайисполкомами  рассмотрено  154 обращения граждан по вопросам защиты прав потребителей, из них 79 – в сфере торговли и общественного питания, 32 – бытового обслуживания населения.

По  результатам рассмотрения вынесено 8 предписаний об устранении нарушений законодательства, которые исполнены в установленные строки, составлено 5 протоколов об административных правонарушениях. Кроме того, в досудебном порядке возмещено материального ущерба на сумму 6,9 тыс. рублей.

Главным управлением торговли и услуг облисполкома рассмотрено 3 обращения по вопросам защиты прав потребителей при оказании услуг.

В целях повышения квалификации, профессионального уровня уполномоченные  по защите прав потребителей ежегодно принимают   участие в семинарах, проводимых Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В Республике Беларусь также как и во всем мире 15 марта проходит праздник ”День потребителя“.

Традиционно в рамках проведения данного праздника в средствах массовой информации широко освещаются вопросы защиты прав потребителей. Местными исполкомами проводятся ”горячие линии“ по вопросам потребительской тематики с привлечением специалистов различных служб. В крупных торговых объектах организуется работа  консультационных пунктов по информированию граждан об их правах и путях их защиты, оказывается практическая помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

По сложившейся практике тематику праздника каждый год определяет Международная Федерация потребительских организаций.

В 2020 году Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом ”За ответственное потребление“.

Продвижение идеи рационального и ответственного потребления является актуальной для жителей не только нашей республики, это глобальная проблема, решение которой зависит от участия каждого человека.

Переход к рациональным моделям потребления предполагает сокращение объема использования ресурсов, переработку и уменьшение отходов при одновременном повышении качества жизни, эффективную утилизацию загрязняющих веществ.