Депутаты областного Совета вчера утвердили бюджет Витебщины на будущий год, а накануне проект документа обсудили на совместном заседании облисполкома и президиума облсовета. Он сформирован на основе в том числе ожидаемого исполнения бюджета-2019, которое потребовало решения ряда сложных задач. Как отметил начальник главного финансового управления облисполкома Геннадий Гребнев, приходилось изыскивать ресурсы для компенсации выпадающих налоговых доходов, выплат повышенной зарплаты в бюджетном секторе, сохранения инвестиционных возможностей областной казны. При завершении года особое внимание он призвал уделить сдерживанию роста кредиторской бюджетной задолженности, и прежде всего по капитальным расходам.
Бюджет области на 2020 год учитывает сдерживающее влияние на экономику ряда внешнеэкономических факторов, ведущих к росту цен на ввозимую нефть, сокращение суммы пошлин от вывоза нефтепродуктов. Прямое действие на наполняемость местной казны оказывает ограничение поставок из России сырьевых ресурсов для экспортоориентированных предприятий региона. Вместе с тем налоговая нагрузка на плательщиков в 2020 году не увеличится. Для адаптации к инфляционным процессам предполагается ставки налогов, установленные в белорусских рублях, проиндексировать на рост потребительских цен.
Доходы консолидированного бюджета прогнозируются в размере более 2,4 млрд рублей. Дотационными остаются все бюджеты городов и районов за исключением Витебского района. Средний уровень дотационности по области составляет 31,8%, в том числе по районам 42,7%. Собственные доходы местных бюджетов Витебщины на 92% состоят из налогов, основную долю в которых занимают подоходный, на собственность и прибыль, НДС, а также уплачиваемые при особых режимах налогообложения.
Из республиканского бюджета передаются безвозмездные поступления на сумму 928,2 млнруб, или 37,9% общего объема доходов, их большую часть составляют дотации. Более двух третей такой помощи передается в регионы Витебщины для выравнивания условий развития административно-территориальных единиц.
Объем бюджета области по расходам определен в размере почти 2,5 млрд руб. с ростом на 6,5% к ожидаемому исполнению за 2019-й. Один из главных приоритетов — выплата повышенной заработной платы в бюджетном секторе, трансфертов населению и по другим защищенным статьям расходов, которые предусмотрены в необходимых объемах и не подлежат сокращению. Кроме того, проект бюджета предусматривает опережающий рост расходов на социальную сферу, при этом капитальные вложения по этим направлениям будут производиться точечно на необходимые работы по совершенствованию материально-технической базы учреждений, выплаты трансфертов населению и др.
Всего на социальную сферу планируется направить более 1,6 млрд руб., или 66,6% общего объема расходов бюджета области, в том числе на здравоохранение — 614,7 млн руб. (24,9%), физическую культуру и спорт — 41,4 млн руб. (1,7%), культуру — 66,8 млн руб. (2,7%), образование — 776,6 млн руб. (31,5%), социальную политику — 144,6 млн руб. (5,9%).
Особенностью 2020 года станет значительный (вдвое, а по сравнению с 2018 годом — в шесть раз) рост средств, выделенных на помощь населению в обеспечении жильем. Бюджетная поддержка будет направлена прежде всего на реализацию социальных гарантий для малообеспеченных граждан и многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Молодым и многодетным семьям бюджет поможет погасить коммерческие кредиты на реконструкцию, строительство или приобретение жилья.
На финансирование отраслей экономики отводится около 227 млн руб. Здесь основным получателем бюджетной поддержки будет сельское хозяйство, расходы на которое по сравнению с 2019-м вырастут на 12% до 126,6 млн руб.
Вместе с тем инвестиционные возможности местных бюджетов крайне ограничены и составят в будущем году около 8% расходов бюджета. Предусмотрены средства на возведение социального и арендного жилья, почти в четыре раза увеличивается объем поддержки из республиканского бюджета на строительство инженерно-транспортной инфраструктуры в районах жилой застройки.
Среди новаций 2020 года – установление дополнительных стимулирующих норм налогового законодательства в отношении НДС и налогов на собственность. Основные из них — отмена ограничений на отдельные виды налоговых вычетов по НДС, снижение с 2,5 до 2 раз предельного размера повышающих коэффициентов к ставкам имущественных налогов, устанавливаемых местными Советами депутатов.
Кроме того, в будущем году будет проведена оценка экономической, социальной и бюджетной эффективности налоговых льгот для последующего их упорядочения и снижения так называемых неналоговых расходов.
"Витебские вести". Фото из открытых источников.