По словам начальника отдела экономического регулирования управления по сельскому хозяйству и продовольствию райисполкома Ольги Корешковой, и в ОАО «Задровье» нововведение позволило значительно увеличить производство продукции животноводства в 2019 году. Как результат, достойная заработная плата.
— Конечно, есть еще к чему стремиться, и мы, и специалисты организаций это понимаем, — говорит Ольга Владимировна.
— Мотивация труда играет решающую роль в получении желаемых результатов. Поэтому, думаю, все у нас получится.МНЕ было любопытно вот еще что. Чтобы увеличить объемы производства на МТФ, от которых и должны пойти вверх зарплаты специалистов, нужно усилить контроль за рядовыми работниками. В конце концов, эти люди отвечают за выполнение техрегламента. Значит, им нужно больше уделять внимания коровам и телятам, хорошо их накормить, пристальнее следить за здоровьем, чаще и тщательнее чистить «детский сад». Интересовало, как к нововведению отнеслись сами операторы машинного доения? Ведь повышение материального статуса их пока не коснулось, а вот халтурить и отлынивать уже не получится. Конечно, если сами специалисты, стоящие над ними, заинтересованы получить больше. Меня предупредили, у доярок зарплата сдельная, на разных фермах получают по-разному. В среднем по хозяйству 657 рублей.
Ответ на вопрос я услышала и от руководителя хозяйства, и на МТК «Браздетчино». Но в начале уточнение: коров на этом комплексе доят роботы-манипуляторы. При такой компьютеризированной «начинке» количество работников небольшое.
Мехатроник МТК «Браздетчино» Андрей ШАРАЙ.
Пока общалась с мехатроником (оператором роботизированных доильных установок) Андреем Шараем, со стороны понаблюдала, как некоторые коровы пытались по нескольку раз прорваться к кормушке-приманке за комбикормом. Они уже получали его, пока шел процесс дойки. Потому сканер компьютера показывает: эта буренка уже отдала свое молоко, и по второму разу не пройдет. Здесь роботу-компьютеру, правда, нужна помощь человека. На ферме 6 роботов и 6 мехатроников, а поголовье больше тысячи. Трудятся в основном мужчины, сутки через двое. Много молодых ребят и среди погонщиков. В двух группах Андрея 326 коров, от одной за день получает по 29—30 килограммов молока:
— Я местный, и мама была когда-то дояркой. На комплексе работал года полтора еще до службы в армии. Зарплата была низкая, чуть больше 500 рублей, хотя и тогда роботы доили. Сейчас на руки чистыми выходит тысяча с небольшим. У нас же тоже выработка своя, от этого зарплата и начисляется. Да, ее подняли только специалистам. И что? Операторы в проигрыше не остаются. Понимаю, мои доходы зависят от молока. Если только сидеть и жаловаться, ничего не получится. Нельзя не согласиться, но руководителю «Заднепровского» не единожды пришлось выслушивать претензии от некоторых операторов машинного доения «о несправедливости по отношению к ним». Игорь Аркадьевич к этому привык:
— Одна доярка жалуется, например, «вот у подруги 3 коровы, а она получила 100 рублей, а у меня 20, а зарплата только 50». Но вопрос же в другом, человек простого не понимает. Эта подруга от трех коров может надоить, как она от 20! Она же каждое животное знает, лишний раз подойдет, посмотрит. И от коровы, соответственно, получает хорошую отдачу. «Пришел-ушел» никак не пройдет. За этот год заметил изменения. У тех, кто заинтересован в большей зарплате, и результаты другими стали. Но люди разные, сами понимаете. Есть, как говорят, «лег — свернулся, встал — стряхнулся». Так им хоть по 20 тысяч плати, работать не заставишь. Но тот, кто хочет трудиться, должен и получать достойно. Работа главного ветврача по КРС «Заднепровского» Людмилы Скакун специфичная, впрочем, как и у всех животноводов. Чтобы не отрывать человека от срочной «операции», а она брала у коров кровь на биохимию, пришлось несколько минут подождать. Как только спросила про личный доход, специалист уверенно ответила:
— Тысяча двести у меня будет точно, хотя работаю здесь недавно. Знаю, зарплаты у заинтересованных специалистов выросли ощутимо. Повторюсь, заинтересованных. Да, у нашей работы свои особенности. Три года подряд новогоднюю ночь проводила на ферме, принимала роды, да еще с какими-нибудь осложнениями. Сама городской житель, у меня даже бабушек в деревне не было. Когда-то шла учиться на ветеринара с уверенностью, что буду лечить кошек и собак, а все поросята похожи на Хрюшу. Сейчас к сельскохозяйственным животным отношусь с большим трепетом, чем к домашним. Да, они мощные, но мы их приручили, без нас они абсолютно беспомощны. Коровы зачастую даже отелиться сами не могут. Может, и пафосно прозвучит, но от нашей профессии зависит здоровье всего человечества. Мы же не можем допустить, чтобы на стол людям попало мясо или молоко от больной коровы. Людмила Павловна подтверждает слова своего руководителя: не все работники готовы «и в огонь, и в воду» даже ради собственного благополучия. Пришлось ей поначалу «накручивать хвосты» не коровам, а отдельным подчиненным. Например, телятнице, которая плохо помыла и продезинфицировала домик для телят и не подогрела молоко для малышей. Кто-то пытается сопротивляться требованиям до сих пор:
— Многие видели панацею от всех бед в вакцинации, и все бочки катились в сторону ветеринаров. Считали, раз укололи вакцину теленку, то его можно класть хоть в навоз, с грязными руками поить холодным молоком. Сразу было сопротивление, сейчас постепенно оно ломается. А когда появляются другие результаты, видят, что не так уж все и сложно, оказывается. К счастью, есть специалисты, на которых можно положиться. И вряд ли они отдаются работе только для того, чтобы повысить свой доход. На ферме «Днепр» молодой ветврач Рома Беленков. Жаль, что скоро в армию пойдет. Вот такие работники нужны сельскому хозяйству. Неравнодушный человек не стесняется спрашивать, ничего не утаивает, если вдруг заподозрил что-то неладное с животными. Таких специалистов обязательно нужно материально стимулировать. Поэтому введение новой схемы оплаты труда — очень хорошая идея. ДУМАЮ, понимают все: бедные сельхозпредприятия не смогут дать своим работникам высокую зарплату. А основные деньги все хозяйства получают за счет мяса и молока. Вот и выстраивается замкнутая цепь. И если хотя бы одно звено выпадет… Недокормила или недоглядела доярка буренку, а та не дала молока или заболела. Оставила без должного присмотра родившегося малыша — не выжил. Решил зоотехник, что животные могут прожить на жесткой диете, а они болеть стали, и снова молоко пропало. А тут и ветврач проспал или не захотел лишний раз подойти и проверить. Не сработал ленивый и безответственный техник по искусственному осеменению — не родился здоровый теленок либо вовсе корова стала яловой…
Вот и хозяйство недосчитается солидного рубля, тогда нечем будет платить и тем, кто старался, но в одиночку не потянул этот воз, и даже тем, кто «честно отлынивал» от работы.
Заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома Наталья БАЛИЦКАЯ:— В производстве валовой продукции области животноводство занимает 66 процентов, в связи с этим основная задача распоряжения председателя Витебского облисполкома — не только материально заинтересовать работников отрасли животноводства, но и сохранить престиж данных профессий. В целом 45 процентов сельхозпредприятий области обеспечили рост производства молока к уровню прошлого года, 63 процента — обеспечили рост приплода телят к уровню прошлого года. Среднемесячная зарплата специалистов зооветслужбы за первое полугодие 2019 года на уровне 970 рублей, операторов по искусственному осеменению животных — 1030, по сравнению с первым полугодием 2018-го она возросла на 275 рублей.