Приемная исполкома
210010, г.Витебск, ул.Гоголя, 6
e-mail: oik@vitobl.by (для деловой переписки)
Телефон: (+375-212) 48-11-55
Факс: (+375-212) 48-11-56

Канцелярия: 
(+375-212) 37-58-11
(+375-212) 37-30-20
Витебский областной исполнительный комитет
Главная > Новости

На сессии Витебского областного Совета депутатов подведены предварительные итоги уходящего года и утвержден бюджет-2022

29.12.2021  В нынешнем году исполнение главного финансового документа региона проходило в условиях большого количества неизвестных из-за невозможности предположить уровень влияния эпидемии коронавируса на экономику. Всем участникам бюджетного процесса пришлось проявить максимум профессионализма, чтобы эффективно использовать государственные средства, сохранить социальную направленность бюджета области. Об особенностях уходящего и новациях будущего финансового года в интервью «Витебским вестям» рассказала заместитель начальника главного финансового управления облисполкома Инна Ющенко.

— Инна Владимировна, каковы предварительные итоги исполнения бюджета области в 2021 году?

— Есть все предпосылки для того, чтобы исполнить бюджет Витебской области 2021 года с соблюдением установленных параметров. При уточнении республиканского бюджета в конце текущего года мы рассчитываем получить определенную финансовую поддержку, которая поможет завершить балансировку доходов и расходов с учетом фактических потребностей развития региона.

Бюджет всегда тесно увязан с процессами, происходящими как в области и стране, так и в мире. Причем жизнь постоянно ставит новые задачи, порой весьма неординарные. Их решение не дается легко. Несмотря на определенные трудности, в 2021 году удалось дополнительно поддержать здравоохранение региона, агропромышленный комплекс и местное дорожное хозяйство. На эти цели направлены дополнительные налоговые поступления, резервные фонды местных бюджетов, средства республиканской казны.

Сверхплановые поступления подоходного и налога на прибыль, НДС, платежей малого и среднего предпринимательства стали существенными подспорьями при исполнении бюджета текущего года.

За год собственные доходы прирастут на 130 млн рублей к плану, они полностью вовлечены в бюджетный процесс. Резервами роста остаются платежи от сдачи в аренду коммунального имущества, а также ряд других неналоговых доходов.

Подконтрольность и, соответственно, полнота поступления таких платежей за последние два года увеличились в результате закреп­ления за ними органов управления – администраторов доходов.

— Как складывается ситуация с расходами бюджета?

— Бюджет всегда ориентирован на сбалансированность, на соответствие расходов тому объему доходов, на который можно рассчитывать. Неизменно в приоритете выполнение базовых социальных обязательств государства. Для этого в экономической структуре расходов бюджета фиксируется и не подлежит изменению объем ресурсов на оплату труда в бюджетном секторе, социальные выплаты населению, приобретение лекарственных средств и медицинских изделий, оплату бюджетными организациями коммунальных услуг, субсидии транспортным организациям, жилищно-коммунального хозяйства и предприятиям, обеспечивающим население твердыми видами топлива и другие.

Общая структура бюджета области остается неизменной и подразумевает первоочередное финансирование социальной сферы. Несмотря на внешние вызовы и внутренние проблемы, значительная часть бюджета (почти 70%) направлена на расходы в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры, социальной политики. Кроме того, определенный объем государственной поддержки (до 13% бюджета) получили отрасли национальной экономики – сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство.

Витебская область постоянно развивается. На территории региона ежегодно реализуется ряд инвестиционных проектов – реконструкция и строительство больниц, школ и детских садов, объектов инфраструктуры. Вместе с тем значительно увеличить объем капитальных вложений не удается, поскольку при их освоении мы рассчитываем в большей степени на финансовые ресурсы местного бюджета. Заемные средства если и предоставляются на эти цели, то в большинстве случаев на возвратной и платной основе. Реальный путь к росту инвестиций – повышение финансовых возможностей организаций области и наращивание собственного потенциала бюджета.

— Одной из актуальных проблем является обеспеченность граждан жильем. Что предлагает бюджет для поддержки граждан в этом вопросе?

— Нуждающиеся в жилье могут рассчитывать на помощь по нескольким направлениям. Предусмотрены выплаты субсидий на погашение основного долга и удешевление процентов по кредитам банков, полученным на строительство или реконструкцию жилых помещений на коммерческих условиях. Финансовая помощь в погашении коммерческих кредитов оказывается молодым и многодетным семьям. Продолжатся выплаты из бюджета по именным приватизационным чекам «Жилье». За 2021 год объем поддержки в обеспечении жильем увеличился на 50%, в 2022-м возрастет еще на 40% и составит 56,5 млн рублей.

Социально уязвимым категориям населения за счет бюджета предоставляются безналичные жилищные субсидии для частичной оплаты стоимости жилищно-коммунальных услуг.

— Каковы направления повышения эффективности бюджетных расходов? Что помогает экономить государственные ресурсы?

— Для бюджета принцип эффективности использования средств означает достижение заданных целей с использованием минимального объема ресурсов, но при этом гарантирующего сохранение качества бюджетных услуг. Такие подходы применяются как при составлении бюджета, так и в ходе его исполнения.

Главным инструментом в этом аспекте выступает программно-целевой метод бюджетного планирования, когда расходы максимально распределены по мероприятиям государственных программ. Очевидные плюсы такого подхода в том, что ресурсы бюджета привязаны к конкретным функциям государства, прозрачны и в высокой степени подконтрольны.

Уже сегодня 93% расходов местных бюджетов Витебской области финансируются в рамках госпрограмм.

Повышению эффективности бюджетных расходов способствует также внедряемое нормирование стоимости бюджетной услуги в расчете на одного потребителя и постепенный отказ от постатейного содержания штатов и имущества бюджетных организаций.

Эффективное распределение ресурсов помогает решать задачи их экономного расходования. Здесь на первый план выходят профессионализм и ответственность получателей бюджетных денег, большое значение имеет соблюдение процедур государственных закупок.

Снижению нагрузки на бюджет способствует результативная внебюджетная деятельность. В допандемийном 2019 году приносящая доходы деятельность замещала 6,5% расходов бюджетных организаций. В текущем году удалось восстановить общий объем «внебюджета» отраслей социальной сферы в абсолютной сумме, однако его удельный вес в расходах бюджет достигнут пока только в образовании.

Внебюджетная деятельность должна быть адаптирована к современным условиям, а спектр платных услуг может обновляться и расширяться с учетом новых возможностей. Только так этот источник ресурсов способен стать основой для укрепления материально-технической базы учреждений социальной сферы.

— Удалось ли снизить кредиторскую задолженность бюджета?

— Размер кредиторской задолженности бюджета области не критичен для устойчивости бюджета и составляет 33,5 млн рублей. Несмотря на рост расходов, ее объем удалось сократить на 4 млн рублей по сравнению с началом года, в том числе просроченная задолженность консолидированного бюджета снизилась почти в два раза.

Отмечу, что задолженность за лекарственные средства и изделия медицинского назначения снижена на 39%, за продукты питания – на 28%, по оплате коммунальных услуг – в 1,5 раза.

— Каковы основные, по вашей оценке, особенности консолидированного бюджета Витебской области 2022 года?

— Основные цели бюджетной политики 2022 года – сохранение социальной стабильности и достигнутого уровня социальной защищенности населения. Каких-либо кардинальных структурных изменений в расходах бюджета не планируется.

Продолжится реализация государственной политики, направленной на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы. Факторами роста заработной платы станут увеличение базовой ставки в среднем на 7% и размера пособия на оздоровление, установление дополнительных отраслевых стимулирующих надбавок для отдельных категорий работников. При необходимости предусматривается дополнительная возможность использования на эти цели резервного фонда главы государства.

Доходы бюджета прогнозируются в сумме 3 млрд рублей, из них 62% – это собственные доходы, для формирования прочной доходной базы они должны прирасти к уровню 2021 года не менее чем на 7%.

В проекте закона о республиканском бюджете на 2022 год есть важное новшество: органы местного управления наделяются правом принимать решения об увеличении стандартной ставки налога на прибыль (сейчас это 18%) в пределах двух процентных пунктов. В случае принятия таких решений дополнительные средства будут направлены на строительство инженерной и транспортной инфраструктур, строительство, реконструкцию и ремонт местных дорог.

Консолидированный бюджет области на 2022 год сформирован с превышением доходов над расходами в сумме 100 млн рублей. Это позволяет исполнить обязательства органов местного управления области по погашению заемных средств, в том числе по возврату бюджетных кредитов в республиканский бюджет, выкупу облигаций, исполнению гарантий по кредитам банков.

Балансировка бюджета произведена с учетом безусловного исполнения плательщиками своих налоговых обязательств, своевременного и полного возврата организациями полученных заемных бюджетных средств и восстановления гарантий, исполненных за счет бюджета.

Важным фактором социально-экономического благополучия Витебщины является обеспечение предприятиями и организациями экономического роста. Сформированные за счет этого дополнительные поступления в бюджет будут направлены на дальнейшее развитие региона, повышение качества жизни людей.

Пользуясь предоставленной воз­­мож­ностью, хочу выразить искреннюю признательность коллегам-фи­нансистам области за совместный плодотворный труд, адресовать теплые слова благодарности ветеранам финансовой системы и поздравить всех с наступающим профессиональным праздником – Днем банковского и финансового работника, который будет отмечаться 2 января.

"Витебские вести"

Версия для печати