По его словам, органы местного управления и самоуправления Витебской области всегда стремились выстраивать свою работу, опираясь на механизм обратной связи. «Это действительно важно для решения тех масштабных задач, которые стоят сегодня перед нами. А они, прежде всего, связаны с повышением уровня и качества жизни людей в регионах. Поэтому принятые и принимаемые решения построены вокруг человека, основаны на прямом диалоге с ним», - отметил Владимир Пенин.
На особом счету эта работа у местных исполнительных и распорядительных органов. Доминантой в их деятельности стали встречи с гражданами в трудовых коллективах и по месту жительства. С целью усиления работы власти с населением с сентября 2020 года эта форма обрела в Витебской области новую огранку: руководство области и регионов участвует в подобных встречах ежедневно. Системный характер носят единые дни информирования. В этой работе участвуют почти 2,6 тыс. информационно-пропагандистских групп. В первом полугодии 2021 года ими проведено 22,3 тыс. встреч, в ходе которых разрешено свыше 6,2 тыс. вопросов, 47 находятся на контроле и рассматриваются в соответствии с законодательством.
Еще одним действенным инструментом работы с гражданами по различным юридическим вопросам стала деятельность областной группы по правовому просвещению, выезды которой организуются ежемесячно в трудовые коллективы.
Для обсуждения перспектив развития страны и региона закреплен формат проведения диалоговых площадок, констатировал Владимир Пенин:
- Практика показывает, что такой вариант дискуссий позволяет услышать предложения с мест, надежды и чаяния наших людей, что в последующем становится почвой для принятия сбалансированных управленческих решений. В частности, в области состоялось 635 диалоговых площадок, в них приняло участие 14,7 тыс. человек.
«Поэтому, безусловно, широкое применение всех форм работы с людьми позволяет держать руку на пульсе общественно-политической и социально-экономической жизни в регионах», - констатировал заместитель председателя облисполкома. Он также подчеркнул, что в этом плане исполнительные комитеты всех уровней ориентированы на работу по развитию территорий, непосредственно участвуя в решении различных вопросов жизнеобеспечения населения, принятии дополнительных мер по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Если говорить о Витебской области, то вкупе все это способствовало формированию в регионе тенденции к снижению количества обращений, которые адресуются представителям исполнительной власти.
Как проинформировал участников заседания Владимир Пенин, в первом полугодии в Витебский облисполком, горрайисполкомы, администрации районов Витебска и поссельисполкомы поступило более 21 тыс. обращений, что на 169 меньше предыдущего года. От юридических лиц - 68 обращений (снижение на 36%). В них затрагивались вопросы землеустройства и землепользования, жилищного фонда и ЖКХ, торговли.
Чаще всего в облисполком обращаются жители Витебского, Шумилинского, Браславского, Дубровенского, Оршанского, Сенненского районов. Наиболее распространенная тематика поднимаемых населением проблем касается работы ЖКХ, архитектуры и строительства, жилищного фонда, землепользования и землеустройства, транспорта и дорожного хозяйства. Рост обращений отмечается по вопросам предпринимательской деятельности, улучшения жилищных условий, работы системы ЖКХ, индивидуального жилищного строительства, семейного капитала. Вместе с тем снизилось число обращений по вопросам агропромышленного комплекса, землеустройства, торговли, здравоохранения, охраны окружающей среды и др.
Количество повторных обращений граждан в облисполком уменьшилось на 7% и составило 47. При этом по итогам тщательного анализа обоснованными они не признавались. На 33% снизилось количество коллективных обращений граждан (их поступило 97). Их основной круг вопросов связан с ремонтом жилфонда, содержанием улично-дорожной сети населенных пунктов, реорганизацией системы образования региона.
На системной основе руководством облисполкома, всех уровней местного управления проводятся личные приемы граждан и юридических лиц, «прямые телефонные линии». За истекший период руководством облисполкома на личных приемах принят 31 гражданин, руководством горрайисполкомов – 1,1 тыс. Абсолютное большинство поступивших вопросов разрешается на местах. На «прямую телефонную линию» от населения поступило к руководству облисполкома 273 звонка. Людей волновали вопросы ЖКХ (57%), дорожного хозяйства (8%), здравоохранения и транспорта (по 5%). По результатам рассмотрения удовлетворены просьбы по 58 обращениям.
На телефон «горячей линии» облисполкома по вопросам справочно-консультационного характера поступило в 2021 году 137 обращений. Они были направлены для принятия мер реагирования и поставлены на контроль.
Работа с обращениями граждан находится на постоянном контроле в вышестоящих органах власти. Регулярно проводятся контрольные мероприятия, что позволяет выработать меры по повышению эффективности работы с гражданами, устранить недостатки в данной работе.
Отдельное внимание Владимир Пенин заострил на участии в работе с населением депутатского корпуса, который работает в единой системе с исполнительными органами власти. Такой механизма позволяет вырабатывать более взвешенные решения и оказывает существенное влияние на решение поступающих вопросов.
По его словам, в своей работе с гражданами депутаты постоянно совершенствуются, ищут новые подходы. Чаще в практике используется проведение конференций и ”круглых столов“ с представителями различных социальных групп, общественностью. Для более оперативного решения актуальных вопросов депутаты стали активнее работать в социальных сетях и мессенджерах. В отдельных регионах прижилась ”Депутатская почта“. Прочно вошли в практику Дни работы с населением. Развивается и такая форма работы, как региональные собрания депутатов, в ходе которых рассматриваются различные аспекты деятельности Советов по решению насущных проблем населения, вклад народных избранников в развитие регионов.
Зампред облисполкома привел конкретные примеры работы с обращениями граждан в Витебской области. Так, в течение 2020-го и нынешнего года в Бешенковичском сельсовете решена проблема отвода воды в агрогородок Свеча по ул.Молодежной, удалена древесно-кустарниковая растительность и аварийные деревья в населенных пунктах Радюки и Трояны, благоустроено кладбище в населенном пункте Долгое-2. В Волевковском сельсовете Дубровенского района установлен остановочный пункт для учащихся в д.Волевки, приведено в порядок гражданское кладбище в агрогородке Ляды. Там построена часовня с навесом, удалены аварийные деревья, установлено ограждение из металлопрофиля, отсыпана дорога к кладбищу, обустроена стоянка для автомобилей.
В агрогородке Удело Глубокского района решен значимый для жителей этого населенного пункта вопрос: запущена станция обезжелезивания, подведен природный газ к домам потребителей в деревне Мерецкие. В Узречском сельсовете этого же района выполнены подсыпка и грейдирование улиц в населенных пунктах Хромые, Лесники, Романчуки.
Немало проведено мероприятий по решению насущных проблем жителей Дисны (Миорский район).
Подводя итог, Владимир Пенин подчеркнул, что государство и общество являются союзниками в достижении общих целей, главная из которых – рост благосостояния наших граждан:
- Такая современная белорусская модель регионального развития продиктована Президентом Республики Беларусь Александром Григорьевичем Лукашенко. Конструктивный, содержательный, уважительный диалог между властью различных уровней и представителями общества всегда нужен и, безусловно, крайне полезен. Ведь человеку иногда всего лишь нужно, чтобы его услышали, поговорили, вникли в суть житейских обстоятельств и помогли.
«Чутко, оперативно, и, что немаловажно, результативно реагировать на повседневные проблемы людей, ситуации, в которых они сталкиваются с несправедливостью, порой формализмом, ущемлением своих законных прав в самых разных сферах — это и есть показатель эффективности», - заключил Владимир Пенин.