В силу абз.
12 ч. 1 ст. 25 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» нарушения
порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок являются
правонарушениям, создающими условия для коррупции.
В связи с
изложенным основные усилия органов прокуратуры Витебской области в сфере
закупок сосредоточены на защите экономических интересов государства,
предотвращении использования бюджетных денежных средств, а также денежных
средств субъектов хозяйствования со значительной долей государства в уставных
фондах с нарушением законодательства, минимизации коррупционных рисков.
В целях
активизации работы в данной части обеспечен доступ к информационной системе
«Тендеры» для мониторинга и анализа информации о проводимых закупках, как с
привлечением бюджетных средств, так и за счет собственных средств.
Анализ сведений,
размещенных в информационной системе «Тендеры», показывает, что указанная организация
работы позволяет предупредить наступление негативных последствий, выявить
нарушения порядка размещения информации о закупках, факты неправильного выбора
конкретных процедур закупок, нарушения порядка заключения договоров по итогам
закупок.
К примеру,
прокуратурой области при изучении в информационной системе «Тендеры» приглашения
к участию в закупке ОАО «Кушлики» Полоцкого района (доля коммунальной
собственности района в уставном фонде 48 %) кормоуборочного комбайна
ориентировочной стоимостью 9,2 млрд. рублей за счет средств предприятия
установлены расхождения в конкурсной документации и приглашении.
В связи с
изложенным, прокуратурой Полоцкого района была организована и проведена
проверка соблюдения законодательства о закупках. В результате установлено, что
предприятием допущены нарушения требований решения Полоцкого районного Совета
депутатов от 31.03.2015 № 54 «Об определении порядка осуществления закупок
товаров (работ, услуг) за счет собственных средств», которые по своей сути
являются правонарушениями, создающими условия для коррупции.
К примеру,
локальным актом, определяющим порядок такого рода закупок на предприятии, не
была установлена обязанность по приглашению к участию в закупках производителей,
включенных в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых
организаций (официальных торговых представителей).
Кроме того,
за исключением технического задания, иная документация по названной закупке не
разрабатывалась. Условия и сроки поставки товара, форма, сроки и порядок оплаты
товара, порядок предоставления участниками процедуры закупки разъяснений
положений документации о закупке и другие необходимые требования и условия не
определялись.
Указанная
организация закупки может способствовать ограничению конкуренции, а также
созданию преференций для «нужных» поставщиков.
В связи с
отмеченными нарушениями прокурором Полоцкого района директору предприятия было
внесено представление об устранении нарушений. По результатам рассмотрения акта
надзора предотвращено незаконное использование денежных средств в сумме 9,2
млрд. рублей, процедура закупки отменена, виновные лица привлечены к
дисциплинарной ответственности.
Значительные
денежные средства бюджета расходуются на строительство, в связи с чем закупки в
данной сфере представляют наибольший интерес для правоохранителей.
В первом
квартале текущего года в сфере строительства органами прокуратуры области также
выявлялись факты нарушения порядка проведения закупок.
В частности,
в связи с допущенными Верхнедвинским ГРУПП ЖКХ нарушениями порядка проведения
закупок строительных работ по объекту «Капитальный ремонт с модернизацией
жилого дома № 72 по ул. Первомайской в г.Верхнедвинске 1-й пусковой комплекс»
прокурором района внесено соответствующее представление, по результатам
рассмотрения которого результаты закупки отменены, предотвращено использование
бюджетных средств с нарушением законодательства в общей сумме более 5,2 млрд.
рублей.
Одним из
оснований для проверки и отмены процедуры закупки явился неправильный выбор
вида процедуры (подрядные торги вместо открытого конкурса).
Кроме того, в
ходе изучения материалов, представленных участниками для квалификационного
отбора, а также протоколов заседаний конкурсной комиссии установлены факты неправильной оценки
представленных документов, в результате чего к участию в торгах были
необоснованно допущены три строительных компании.
Органами прокуратуры области и в дальнейшем будет
обеспечен мониторинг соблюдения требований законодательства при расходовании
бюджетных средств и средств предприятий со значительной долей государства в
уставных фондах.
Прокурор
отдела по борьбе с коррупцией
и
организованной преступностью
прокуратуры
Витебской области Павел Зайцев.