Из прошлого со свистом
Чем интересна марачевская свистулька, образцы которой хранятся даже в музее в Санкт-Петербурге?
Традиция изготовления глиняных игрушек-свистулек Дубровенщины недавно пополнила список нематериальных историко-культурных ценностей Беларуси. На первый взгляд, это незамысловатые изделия, однако они вызывают неподдельный интерес у истинных ценителей аутентичности. После временного забвения их изучением и возрождением занимались несколько мастеров и исследователей народного творчества. Отдельные экземпляры даже хранятся в Государственном музее этнографии в Санкт-Петербурге. В чем привлекательность марачевской свистульки и чем она заслужила такое внимание наших современников, рассказала руководитель народного клуба мастеров «Дубрава», мастер-керамист Дубровенского районного дома ремесел Ольга Алексеева (на фото).
– Своим названием свистулька обязана мастеру Анне Марачёвой, которая работала в данной технике до середины 1980-х. Возрождать традиционную дубровенскую игрушку-свистульку начали с 2014-го. Когда через СМИ объявили, что ведем исследовательскую работу, местные жители стали приносить самобытные изделия. Только прошлой весной к нам попали пять экземпляров. Чаще всего эти находки встречаются возле воды, что и неудивительно, ведь вдоль реки прежде жили и трудились местные гончары, – рассказывает мастер по керамике и бережно достает из шкатулки те самые оригиналы.
Среди глиняных раритетов – всадник, петух, гусь, барашек, девица с косами, она же с младенцем на руках. Для наших предков это не просто игрушки, а своего рода талисманы. Так, например, девица – дубровенская берегиня, барашек – символ достатка. Лепили изделия из голубой и красной глины, которая и добывалась в этих краях. Одни игрушки сохранились практически в первозданном виде, других время потрепало – отломленные детали мастерам приходилось восстанавливать.
– Марачевские свистульки отличаются своей пластикой и архаичностью. По всему Поднепровью не найти игрушек такой обтекаемой формы и без использования декоративных элементов. Этим они интересны и уникальны, – поясняет Ольга Алексеева.
Все свистульки лишены скрупулезной детализации. Например, фигурка коня отличается от петуха только тем, что вместо гребня вылеплена грива. Туловище всадника сливается воедино с лошадью.
Особенность их в том, что из цельного глиняного комка вытягиваются части игрушки, которые уже формируют тот или иной образ. Например, короткая ножка будет у гуся, а если ее удлинить – получится петух. Практическое преимущество данной методики в том, что при падении свистулька не отобьется. Лепить такие фигурки Ольга Сергеевна учит сегодняшних школьников на занятиях кружка районного центра детей и молодежи. Также проводит мастер-классы для работников учреждений культуры со всего района, которые также несут в массы возрожденную традицию здешнего края.
Стоит отметить, что марачевская свистулька – только часть богатого культурного наследия региона. На Дубровенщине с давних времен сильно развито гончарство, и сегодня местные мастера продолжают эти славные традиции предков-земляков. Также районный дом ремесел занимается возрождением традиционной народной куклы, местного костюма, развивает соломоплетение, лоскутное шитье и прочие народные ремесла и промыслы, дабы не прервалась связующая нить поколений.
Талесы и льняная нить: что их связывает?
Дубровенская земля издавна славилась своими мастерами льняных дел. Видимо, поэтому и сегодняшние успехи местных льноводов неслучайны. А ведь корни долгунца накрепко связали в одно полотно сразу несколько столетий.
Сегодня гордость региона – восстановленная «Днепровская мануфактура».
«В 1899 году, когда было объявлено, что в Дубровно будет строиться ткацкая фабрика, в самой большой в Дубровно – Высокой — синагоге было устроено многолюдное торжество. После молитвы за благоденствие царской семьи, речей о значении будущей фабрики и благословения меценатам играл оркестр, и ткачи, и рабочие плясали и веселились до часу ночи», – приводят воспоминания авторы книги «История семьи Леонида Невзлина». В 1904 году фабрика дает работу 400 местным жителям, в 1910-х годах штат разрастается до 550 человек. На «Днепровской мануфактуре», которая становится крупнейшим в Российской империи производителем талесов (еврейских молитвенных покрывал), трудятся исключительно еврейские менеджеры и рабочие, выходным днем является суббота. При фабрике действует потребительское общество, открывается начальное двуклассное училище, создаются добровольная пожарная дружина, оркестр, библиотека. В 1921 — 1941 годах дубровенское предприятие функционирует как фабрика «Днепровская мануфактура», вместо талесов выпускается ткань для нужд рабоче-крестьянской экономики. А летом 1941-го фабрику в экстренном порядке эвакуируют в Барнаул, откуда она уже не вернется…
Памятник промышленной архитектуры долгое время стоял заброшенным. Восстановительные работы, проводившиеся в два этапа, завершились в 2018 году. Идея вернуть к жизни полуразрушенное сооружение принадлежит директору Дубровенского льнозавода Анатолию Босенкову. Сейчас уникальное по своей архитектуре здание превратилось в музей с залом гражданских церемоний. Окружающая территория – благоустроенная зона отдыха. Беседки, причудливые цветочницы, дорожки, а также элементы старого оборудования, при помощи которого раньше обрабатывался лен, создают единую композицию и неповторимую атмосферу.
Не только сохранить былые традиции возделывания и переработки льна, но и значительно приумножить результаты смогли льноводы района. Неслучайно именно Дубровенщина в 2018 году принимала участников областного праздника «Льняные дожинки».
А ОАО «Дубровенский льнозавод» – одно из крупнейших промышленных предприятий по первичной переработке лубяных культур. Благодаря многолетнему опыту работы, широким технологическим возможностям и квалифицированным кадрам сегодня завод может похвастаться большими объемами выпускаемой продукции.
Особое внимание здесь уделяют возделыванию льна, улучшению качества тресты вырабатываемого льноволокна.
Имя ему – Подвиг
Посещая это святое место, невозможно остаться равнодушным.
В ходная арка с рельефными изображениями лиц воинов. 76 постаментов, 228 плит с 9443 фамилиями. Безмолвная тишина и Вечный огонь. Здесь, в «Рыленках», нашли последний приют красноармейцы 11-й гвардейской и 31-й армий, погибшие в районе девяти близлежащих деревень. С октября 1943-го по июнь 1944-го в этих местах проходила линия фронта. Здесь началась операция «Багратион», в ходе которой Беларусь была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Вдоль дороги от ворот к плитам установлены четыре стелы, посвященные подвигам Юрия Смирнова, которого фашисты распяли на стене блиндажа, Александра Васильева, закрывшего амбразуру вражеского дзота своим телом, Анны Никандровой, поднявшей в атаку бойцов, Сергея Астахова и Бруно де Фальтана – летчиков полка «Нормандия – Неман», погибших в одном самолете.
Мемориал был воздвигнут в 1973 году. В 2010-м потомок одного из погибших солдат возвел здесь часовню, ее главную стену украшает большая Августовская икона Божьей Матери. А еще в «Рыленках» есть редкий на территории бывшего СССР памятник медико-санитарному батальону (251-й стрелковой дивизии).
Недавно комплекс был отремонтирован. Ежегодно почтить память погибших на «Рыленки» приезжают сотни людей –родственники захороненных и те, кто чтит память прошлого во имя будущего.
Через страны и расстояния
Пожалуй, одной из самых ярких визитных карточек региона можно по праву считать Международный фестиваль песни и музыки «Дняпроўскія галасы ў Дуброўне».
Заявив о себе в год 600-летия Дубровно как об областном празднике песни, он сначала вышел на республиканский уровень, а в 2004 году получил статус международного. И неслучайно. Ведь могучий Днепр – родная река и для россиян, и для белорусов, и для украинцев. За более чем четвертьвековую историю своего существования фестиваль стал творческой площадкой для самодеятельных художественных коллективов из 14 стран – Литвы, Латвии, Польши, Сербии, Турции, Эстонии, Молдовы, Украины, России, Словакии, Румынии, Беларуси, Индии, Дании.
Программа фестиваля каждый год пополняется новыми проектами, идеями, но основные мероприятия остаются неизменными.
Каждый год гостей фестиваля встречает народный клуб национальной кухни и белорусской игры «Дубровенскія прысмакі», участники которого приглашают всех отведать блюда национальной кухни.
Торжественное же открытие творческого форума проходит около памятника Герою Советского Союза Анне Никандровой. Традиционно продолжает программу митинг-реквием на мемориальном комплексе «Рыленки».
Участников фестиваля представляют на концерте-презентации, после чего все спешат в сельские клубы и дома культуры, чтобы своим творчеством поделиться с жителями деревень.
Апофеоз праздника – театрализованное шествие самодеятельных коллективов, солистов, почетных гостей и местных жителей по центральной улице Дубровно. Подворья встречают разносолами, играми, танцами.
Иными словами, Дубровенщина на три дня превращается в огромную сценическую площадку, где есть место не только музыкантам и танцорам, но и художникам, мастерам народных промыслов, местным кулинарам и даже средневековым рыцарям. Культурные и песенные традиции разных стран, патриотические акции, шоу, смотры-конкурсы, чествование лучших людей района и трудовых династий – ежегодно организаторы форума воплощают в жизнь новые идеи.
К слову, есть у фестиваля и свои символы. Пожалуй, один из самых главных – соловей. Именно эта птица красуется на многих атрибутах творческого форума, в том числе на фестивальном знаке и на призах.
Одному из главных брендов фестиваля – кукле Дубравушке – исполнилось два десятилетия. Благодаря местным мастерицам Клавдии Гореликовой и Зое Симутиной куклу начали вручать почетным гостям фестиваля. Спустя 10 лет проект решили расширить и объявили конкурс на лучшую куклу среди творческих коллективов – участников «Дняпроўскіх галасоў у Дуброўне». Работы, занявшие призовые места, оставались в фондах музея. На сегодняшний день в историко-краеведческом музее насчитывается 190 кукол.
Гордость фестиваля – «ковер дружбы», состоящий из символов городов-участников форума. Традиционно коллективы везут с собой небольшое изображение своей родины, которое после вшивается мастерами народных ремесел в общий «ковер дружбы».
Официальное закрытие, церемония награждения коллективов, участников конкурсного проекта «Кукла «Дубравушка», проводы гостей по народному обряду «Пасахі – на лёгкія шляхі» – не последние аккорды масштабного мероприятия. Фестиваль завершают концерт артистов белорусской эстрады, зрелищный фейерверк и ночная дискотека.
Белорусский Биг-Бен
В центральном сквере в Дубровно можно лицезреть 13-метровую башню с городскими часами.
Местные жители тут же окрестили ее Биг-Беном. Наверху находится медный флюгер с цифрой «1393». Это дата первого упоминания Дубровно в летописях. Четыре пары часов (на каждую сторону сооружения) привезли из Москвы. Диаметр их — метр, а точность — до миллисекунды. Механизм запрограммирован отслеживать время через GPS-приемник. Ходу стрелок не повредят даже перебои с электричеством: часы работают на аккумуляторной батарее.
Достопримечательность появилась тут неслучайно: город раньше называли «часовой столицей Российской империи». Именно в Дубровно князь Григорий Потёмкин построил одну из первых в России часовых фабрик. Это произошло после раздела Польши, когда край вошел в состав российского государства. Дубровенские часовщики слыли одними из самых лучших в Российской империи. Их изделия конкурировали со знаменитыми швейцарскими часами. Главное достоинство – привод, который для всех станков осуществлялся от водяного колеса (по типу водяной мельницы). До этого использовались станки с ножным приводом. Также часовая мануфактура являлась фабрикой-школой для подготовки часовых мастеров.
Продукция дубровенской фабрики предназначалась для царского двора, и лишь небольшая ее часть попадала на рынок. Примечательно, что в Эрмитаже в Санкт-Петербурге находятся карманные часы, на циферблате и задней плате которых есть надпись «Фабрика Дубровенская…».естные жители тут же окрестили ее Биг-Беном. Наверху находится медный флюгер с цифрой «1393». Это дата первого упоминания Дубровно в летописях. Четыре пары часов (на каждую сторону сооружения) привезли из Москвы. Диаметр их — метр, а точность — до миллисекунды. Механизм запрограммирован отслеживать время через GPS-приемник. Ходу стрелок не повредят даже перебои с электричеством: часы работают на аккумуляторной батарее.
Достопримечательность появилась тут неслучайно: город раньше называли «часовой столицей Российской империи». Именно в Дубровно князь Григорий Потёмкин построил одну из первых в России часовых фабрик. Это произошло после раздела Польши, когда край вошел в состав российского государства. Дубровенские часовщики слыли одними из самых лучших в Российской империи. Их изделия конкурировали со знаменитыми швейцарскими часами. Главное достоинство – привод, который для всех станков осуществлялся от водяного колеса (по типу водяной мельницы). До этого использовались станки с ножным приводом. Также часовая мануфактура являлась фабрикой-школой для подготовки часовых мастеров.
Продукция дубровенской фабрики предназначалась для царского двора, и лишь небольшая ее часть попадала на рынок. Примечательно, что в Эрмитаже в Санкт-Петербурге находятся карманные часы, на циферблате и задней плате которых есть надпись «Фабрика Дубровенская…».
Каравай «с рогами» рождается в полночь
На Дубровенщине говорят так: «Кто не пробовал местные посохи и караваи – считай, не был в нашем местечке». Эти особые блюда смело можно назвать кулинарными брендами региона.
Угощает ими потомственная каравайница Тамара Синякова из д. Ляды. А секреты приготовления блюд передала ей по наследству бабушка. Есть среди них особый – уникальная ароматная сдоба, готовится которая… ночью. В то время, когда все спят, на кухне у Тамары Емельяновны происходит настоящее волшебство. И те счастливчики, кто хотя бы раз пробовал ее выпечку, этот вкус забыть уже не смогут.
— Сейчас любой торт или пирог в магазине можно купить, — говорит каравайница. — Да разве современная кулинарная продукция может сравниться с той, что выпечена в деревенской печке, с ароматом, который витает в воздухе несколько дней! Чужими рецептами я никогда не пользуюсь. Ингредиенты добавляю, как руки чувствуют. Самый трудоемкий процесс – вымешивание теста. Ведь оно капризное, любое настроение чувствует. Когда хорошо и спокойно на душе – выпечка удается такая, что пальчики оближешь!
Настоящий сдобный изыск – «рогатый» каравай на яблоневой веточке. Такой может приготовить только ляднянская умелица. Он украшается «трехрогой» яблоневой веточкой – символом плодородия и процветания. Причем каждую очищенную веточку Тамара Емельяновна заворачивает в сладкое тесто и запекает. Вот вам и сдобные «рога», которые она потом украшает бусинами, ленточками, конфетами и др. Каждую свою манипуляцию женщина сопровождает приговорками, добрыми пожеланиями, чтобы наделить каравай положительной энергетикой.
А вот если в Дубровно вам предложили посохи, значит, гостю пора собираться за порог. Этими удивительно вкусными, тающими во рту маленькими булочками угощают «на посошок», приговаривая: «Пасахі на добрыя шляхі».
Булочки из дрожжевого теста мастерица готовит с маковой начинкой. Подаются посохи с медом, сладкой сметаной – с пылу с жару просто объеденье!
Эти блюда, а также бедную и богатую «куццю», каравай «Свадебный», курник, местный квас и другие лакомства представляет на всевозможных праздниках, выставках-дегустациях и смотрах-конкурсах народный клуб национальной кухни и белорусской игры «Дубровенскія прысмакі», участницей которого является и Тамара Синякова. На основе старинных игр, обрядов, обычаев члены клуба создают игровые программы, театрализованные представления.