Настройки
Настройки шрифта
Tahoma
Times New Roman
Размер
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Витебский областной исполнительный комитет

Исключить коррупционные риски

26. 09. 2016
22 сентября состоялось заседание Витебского облисполкома, на котором рассматривались проблемные вопросы противодействия коррупции, экономической преступности, предупреждения дебиторской задолженности.


Активное участие в подготовке и проведении заседания облисполкома приняли работники прокуратуры области.

В выступлении первого заместителя прокурора области Сидоровича А.В. отмечалось, что в последнее время органами исполнительной власти, правоохранительными структурами, субъектами хозяйствования сделано немало в целях реализации требований Главы государства о решительном противодействии коррупции и экономической преступности, повышении ответственности должностных лиц за состояние законности, особенно в сфере экономики.

В то же время в ходе прокурорских проверок постоянно выявляются существенные нарушения законодательства, свидетельствующие о том, что далеко не все руководящие кадры должным образом относятся к выполнению служебных обязанностей, не контролируют работу подчиненных, не обращают внимание на очевидные факты несоразмерного личного обогащения отдельных работников.

Более того, не уменьшается число руководителей, которые сами нарушают уголовный закон.

Только за совершение коррупционных преступлений в текущем году в области к ответственности привлечены 66 человек, в том числе 3 представителя власти, 38 лиц, занимавших должности, связанные с выполнением  организационно-распорядительных функций (в том числе 14 руководителей), 11 человек, занимавших должности, связанные с выполнением  административно-хозяйственных функций. 

Органами прокуратуры в целях улучшения взаимодействия всех заинтересованных структур в текущем году проведено более 50 координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией, организовано 80 проверок исполнения законодательства, направленного на предупреждение коррупционных проявлений, по результатам которых руководителям предприятий и организаций внесено 265 актов прокурорского надзора, свыше 200 лиц привлечены к дисциплинарной, административной и материальной ответственности.

Нуждается в улучшении деятельность комиссий по противодействию коррупции, которые созданы при каждом горрайисполкоме. Некоторые из них работают формально, не обеспечивают реализацию возложенных на них функций.

 Так, в отдельных исполкомах персональный состав комиссий в связи с кадровыми изменениями своевременно пересмотрен не был, локальные Положения о деятельности комиссий, определяющие их задачи и полномочия, не изменены. Вскрыты нарушения процедуры избрания членов комиссии. Выявлены случаи невыполнения, а также несвоевременного исполнения комиссиями запланированных мероприятий.

Подобные недостатки установлены в Дубровенском, Шумилинском, Ушачском, Сенненском, Полоцком райисполкомах.

В ходе обсуждения данного вопроса также были высказаны претензии к деятельности оперативных служб по выявлению коррупционных проявлений.

В ряде регионов (Верхнедвинский, Глубокский, Докшицкий, Ушачский районы) факты взяточничества не выявляются более трёх лет, в Бешенковичском, Докшицком, Лиозненском, Миорском, Поставском, Россонском районах за 8 месяцев учтено лишь по одному коррупционному преступлению, а в Верхнедвинском и Ушачском районах - уголовные дела данной категории в текущем году вообще не возбуждались.

Учитывая высокую степень латентности данных преступлений, складывающаяся ситуация «внешнего благополучия» в указанных регионах настораживает.

Руководству УВД, иных правоохранительных органов, в том числе территориальным прокурорам предложено разобраться в реальной ситуации на местах, принять соответствующие организационно-практические  меры.

Коррупционные проявления тесно связаны с экономической преступностью.  В этом году в области зарегистрировано 208 (189) таких преступлений.

Особую тревогу вызывает рост уголовных дел, возбужденных по фактам уклонения от уплаты налогов (ст. 243 УК) – с 21 до 31.

При этом многие преступления  совершены  руководителями и главными бухгалтерами государственных организаций либо с долей государственной собственности в имуществе юридического лица, что свидетельствует о необходимости улучшения работы с кадрами, надлежащего осуществления налоговыми органами контрольных функций (ОАО «Лепельский электромеханический завод», КУПП «Полоцкий винодельческий завод», «Подсвильский винзавод» КУПП, «Полоцкий винодельческий завод», УП «Ушачское ПМС», КСПУП «ПлиссыАгро», КСПУП «ПолитотделецАгро», КСПУП «ДроздыАгро»).

Указом Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 78 «О мерах по повышению социально-экономического комплекса Республики Беларусь» правительству, облисполкомам поручено обеспечить в течение 2016 года сокращение просроченной внешней дебиторской задолженности   на сумму не менее 100 млн. долларов США.

Вместе с тем, формальное отношение отдельных руководителей к заключению хозяйственных договоров, а также чрезмерное желание любыми путями реализовать продукцию порождают все новые проблемы с возвратом от контрагентов денежных средств.

В результате просроченная дебиторская задолженность предприятий области возросла с начала года  на 40,9 млн. рублей  и составила 686,2 млн. рублей, внешняя просроченная задолженность достигла 12,9 млн. рублей.

Алгоритм управления дебиторской задолженностью подразумевает ряд последовательных действий, направленных на скорейшее выявление и устранение возможных рисков невозврата задолженностей, в рамках которых  с должниками должны работать соответствующие внутренние службы кредитора (юридическая, финансовая, служба безопасности).

Однако имеются многочисленные случаи, когда при заключении договоров  не изучаются финансовое положение, деловая репутация и платежеспособность контрагентов. Отпуск продукции осуществляется  без предоплаты и при наличии задолженности за ранее поставленную продукцию. Распространены факты несвоевременного обращения с претензиями и исками о взыскании задолженности (ОАО «Технолит-Полоцк», ОАО «Лантан», ОАО «Витебский мясокомбинат» и другие).

Иногда за дебиторской задолженностью скрываются корыстные действия конкретных должностных лиц.

По результатам обсуждения данного вопроса исполкомом принято соответствующее решение, направленное на улучшение работы органов исполнительной власти по предупреждению коррупционных и экономических правонарушений, снижению дебиторской задолженности.

Начальник организационно-контрольного
отдела прокуратуры Витебской области
старший советник юстиции  И.Н.Богачев

 

 

Версия для печати
Все новости