Так, к компетенции судебного исполнителя теперь относится составление протоколов не только за оскорбление должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, но и за совершение таких деяний в публичном выступлении, печатном или публично демонстрирующемся произведении, СМИ, сети Интернет, сетях электросвязи общего пользования. Соответствующие положения закреплены в ст. 24.4 КоАП.
В ч. 4 ст. 25.8 КоАП предусмотрено, что банки и небанковские кредитно-финансовые организации будут нести ответственность за неисполнение платежных требований при наличии денежных средств, как на счетах, так и в электронных кошельках должника. Протоколы о таких административных правонарушениях также вправе составлять должностные лица органов принудительного исполнения.
Признаки правонарушений нередко выявляются при совершении исполнительных действий, порядок которых определен Инструкцией по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. (далее – Инструкция).
Поскольку в ч. 2 ст. 3.29 ПИКоАП закреплено, что должностные лица органов, ведущих административный процесс, наделяются полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях решением соответствующего государственного органа, Министерством юстиции Республики Беларусь преамбула вышеназванного постановления с 1 марта 2021 г. дополнена отсылкой на данную норму ПИКоАП.
В ст. 17.3 ПИКоАП и п. 251 Инструкции (в редакции, действующей с 1 марта 2021 г.) закреплены согласованные положения о сроках обращения к исполнению постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа. В случаях применения такого взыскания судом соответствующее постановление направляется в орган принудительного исполнения по истечении срока для добровольной уплаты штрафа.
Органы, ведущие административный процесс, вынесшие постановления о наложении указанного взыскания (кроме суда), вправе поступить таким же образом в течение 3 месяцев по вступлении постановления в законную силу. Кроме того, они могут направить копию такого постановления по известному месту получения доходов физическим лицом или взыскать необходимую сумму со счетов (электронных кошельков) индивидуального предпринимателя или юридического лица. Если последние два варианта окажутся безуспешными, постановление о наложении административного штрафа также в течение 3 месяцев может быть направлено в орган принудительного исполнения. Этот срок исчисляется соответственно со дня возврата организацией, выплачивающей физическому лицу доход, копии указанного постановления и отзыва оформленного на основании такого постановления платежного требования из автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств.
По заявлению судебного исполнителя, равно как и по заявлению участников административного процесса или по собственной инициативе судьи или органа, ведущего административный процесс, вынесших постановление по делу об административном правонарушении, в нем после вступления такового в законную силу могут быть исправлены описки, опечатки и арифметические ошибки (без изменения содержания постановления).
Для устранения имевшихся коллизий в ч. 2 ст. 14.3 ПИКоАП закреплено право судебного исполнителя прекратить исполнение административных взысканий в виде штрафа, конфискации или взыскания стоимости путем вынесения соответствующего постановления в порядке и на условиях, определенных законодательством об исполнительном производстве. Поэтому в п. 272 Инструкции с 1 марта 2021 г. сохранена отсылка лишь к ст. 52 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве», содержащей основания прекращения исполнительного производства.
Кроме того, теперь в ПИКоАП закреплено, что судья или должностное лицо органа, ведущего административный процесс, вынесших постановление, не смогут контролировать исполнение постановления о наложении административного взыскания органами принудительного исполнения.
Таким образом, к настоящему времени приняты меры по гармонизации и согласованию законодательства об исполнительном производстве, об административной ответственности и определяющего порядок административного процесса. Вместе с тем, сохранена тенденция на усиление процессуальной независимости судебных исполнителей при исполнении административных взысканий.
Прокурор отдела прокуратуры области
по надзору за соблюдением
законодательства органами
уголовно-исполнительной системы
и принудительного исполнения
Денис Плоскунов