Результаты проведенной проверки свидетельствуют о том, что не во всех следственных подразделениях процессуальный контроль организован надлежащим образом, поскольку надзирающими прокурорами постоянно выявляются нарушения уголовно-процессуального закона,являющиеся основанием для отмены незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении и прекращении расследования, возвращения уголовных дел для производства дополнительно предварительного расследования.
Выявлены неединичные случаи, когда руководители следственных подразделений согласовывали постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а спустя длительное время сами же их отменяли ввиду неполноты проверки (Лепельский, Сенненский, Витебский, Глубокский, Чашникский РОСК).
Отмечалось, что надзирающими прокурорами отменено в полтора раза больше незаконных постановлений следователей об отказе в возбуждении уголовного дела (137) по сравнению с начальниками РОСК (83), что также свидетельствует о низком качестве изучения ими материалов проверок.
Не всеми руководителями следственных подразделений обеспечивается надлежащий уровень осуществления процессуального контроля за ходом расследования уголовных дел, в том числе при продлении сроков следствия.
Изучение прокурорами уголовных дел показывает, что зачастуюследственные и процессуальные действия проводятся следователями бессистемно, несвоевременно, а при наличии письменных указаний руководителей РОСК, выполнение их надлежащим образом не контролируется, допускаются факты несвоевременного принятия следователями к производству уголовных дел (Полоцкий, Глубокский, Оршанский, Шумилинский, Поставский, Верхнедвинский, Сенненский, Миорский, Докшицкий РОСК, Витебский ГОСК).
О низком качестве процессуального контроля свидетельствует значительное число отмененных прокурорами незаконных постановлений следователей о приостановлении предварительного следствия (161) и прекращении предварительного расследования (58).
Следует отметить, что в текущем году судами области рассмотрен ряд уголовных дел с вынесением обвинительного приговора, по которым ранее прокурорами отменялись незаконные решения следователей о прекращении предварительного расследования (Витебский, Сенненский, Оршанский РОСК).
При этом не все прокуроры принципиально реагируют на выявляемые нарушения закона, препятствующие направлению уголовных дел в суд.
По результатам обсуждения коллегией принято решение, направленное на повышение качества и эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства органами предварительного следствия.
Начальнику УСК Республики Беларусь по Витебской области внесено представление, в котором обращено внимание на необходимость исключения формализма при рассмотрении актов прокурорского надзора нанарушения следователями требований законодательства, а также инициирован вопрос о привлечении к ответственности руководителей следственных подразделений, не обеспечивших надлежащий процессуальный контроль за законностью действий следователей.
Старший прокурор организационно-
контрольного отдела
прокуратуры области Виталия
Журба
Старший прокурор отдела прокуратуры области
по надзору за исполнением законодательства
УСК по Витебской области Сащеко А.М.