Проблема риска неоплаты при экспортных поставках приобретает особую актуальность в период необходимости максимально эффективного использования собственных оборотных средств организаций, от правильного распределения которых зависит не только их дальнейшая финансовая устойчивость, но и надлежащая реализация прав работников на оплату труда, своевременное и полное исполнение налоговых обязательств.
В настоящее время органами прокуратуры области особое внимание уделяется вопросам предупреждения образования предприятиями области просроченной внешней дебиторской задолженности (ВДЗ), поскольку качественная работа по данному направлению позволяет не допустить образование проблемных долгов.
По состоянию на 1 января 2020 г. размер просроченной ВДЗ организаций области составил 23,5 млн. рублей и за прошедший год увеличился на 6,8%, на 1 февраля текущего года ее размер составил уже 24,3 млн. рублей (+3,3% к началу года).
Необоснованному отвлечению денежных средств в просроченную ВДЗ способствовали факты неэффективной организации внешнеэкономической работы с зарубежными покупателями в точки зрения использования максимально возможных механизмов экономической защиты белорусских экспортеров. В частности, ненадлежащий анализ финансовой надежности, платежеспособности и деловой репутации зарубежных контрагентов, ненадлежащая оценка риска неисполнения внешнеторгового договора, нарушения при исполнении внешнеторговых договоров (отгрузка продукции при наличии неисполненных обязательств по оплате ранних поставок), отсутствие локальной регламентации порядка ведения преддоговорной работы, игнорирование возможности страхования экспортных рисков и т.п.
Современные информационные технологии дают возможность на стадии принятия решения о заключении экспортного контракта получить максимальную информацию о финансовом состоянии контрагента – о нахождении в процедуре банкротства, об участии в судебных спорах в качестве ответчика, о задолженности перед бюджетом и иную информацию, размещенную на официальных сайтах иностранных государственных органов, позволяющую оценить риск неисполнения обязательств по оплате в случае предоставления отсрочки платежа.
Кроме этого, на официальном сайте Генеральной прокуратуры любой субъект хозяйствования может ознакомиться с методическими рекомендациями по заключению и сопровождению внешнеэкономических сделок, направленными на снижение рисков образования просроченной ВДЗ.
Итоговое решение о заключении контракта и осуществлении поставок принимает исключительно руководитель белорусского поставщика (уполномоченное им лицо), но и ответственность возлагается также на него.
При этом каждому выявленному факту нарушений требований законодательства, локальных актов организации органами прокуратуры области дается принципиальная оценка, в том числе на предмет наличия составов административных правонарушений и преступлений.
В 2019 году прокурорами проведены проверки в отношении большинства проблемных организаций, осуществляющих экспорт товаров. Всего проведено 11 проверок, по результатам выявленных нарушений внесено столько же представлений, к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее выполнение обязанностей при заключении внешнеторговых контрактов, контроле их исполнения, ведении претензионной и исковой работы привлечено 16 должностных лиц.
Кроме этого, к административной ответственности привлечено 6 должностных и 3 юридических лица.
Основными нарушениями, повлекшими принятие мер административной ответственности, явились несвоевременное завершение внешнеторговых операций (в том числе по причине ненадлежащей претензионно-исковой работы, бездействия в решении вопросов продления сроков завершения экспортных операций), нарушения требований законодательства о биржевой торговле при экспорте, искажение данных статистической отчетности о размерах просроченной ВДЗ.
Особое внимание органами прокуратуры области уделяется анализу причин образования просроченной ВДЗ, связанным с исполнением договоров. Наиболее распространенной их них является отгрузка продукции зарубежным контрагентам при наличии просроченной задолженности за ранее отгруженные партии.
При этом в случае, если такая отгрузка осуществлялась в нарушение локальных актов организации либо должностных обязанностей уполномоченного лица, оценка выявленным нарушениям дается уже в плоскости уголовного закона.
Органами прокуратуры области на постоянной основе оказывается содействие предприятиям государственной формы собственности и с преобладающей долей государственной собственности в уставном фонде, допустившим просроченную ВДЗ, во взыскании долгов в судебном порядке.
В 2019 году прокурорами в интересах белорусских организаций-поставщиков в экономические суды предъявлено 6 исковых заявлений о взыскании задолженности на сумму 97 тыс. белорусских рублей и 10 млн. рублей РФ, принятые меры позволили вернуть на счета предприятий более 5,7 млн. российских рублей валютной выручки. В оставшейся части работа будет продолжена уже на стадии принудительного исполнения судебных решений.
Прокурор отдела прокуратуры
области
по надзору за
исполнением законодательства
и законностью правовых
актов
Павел Сухов