В проектах Законов конкретизирован перечень лиц, которые могут выступать стороной исполнительного производства.
От имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц стороной исполнительного производства могут стать государственные органы и местные исполнительные и распорядительные органы. Взыскателями по таким производствам выступают:
- органы, ведущие административный процесс и вынесшие постановление о наложении административного взыскания, за исключением суда, - по исполнительным документам, связанным с имущественными взысканиями по делам об административных правонарушениях;
- налоговые и таможенные органы - по исполнительным документам о взыскании налогов, сборов (пошлин) в соответствии с компетенцией, а также иных обязательных платежей в республиканский и местный бюджеты, по которым осуществляют контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты;
- Министерство финансов Республики Беларусь, его территориальные органы, местные финансовые органы, финансовые органы администраций районов - по иным исполнительным документам о взыскании сумм в доход государства.
Таким образом, помимо физических и юридических лиц сторонами исполнительного производства будут выступать и государственные, и местные исполнительные и распорядительные органы. В настоящее время данный подход частично реализуется в ст. 478 ГПК.
Сроки в исполнительном производстве будут исчисляться в рабочих днях. Единый срок для предъявления к исполнению судебных постановлений или исполнительных документов, выданных на их основании, составляет три года. Ранее для судебных приказов и определений о судебном приказе экономических судов этот срок составлял шесть месяцев.
Расширена компетенция судебного исполнителя. Так, он может заменить выбывшую сторону исполнительного производства ее правопреемником;выносить постановления о приводе должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя и т.д. Кроме того он вправеиспользовать транспортное средство взыскателя или должника для перевозки изъятого у должника имущества с отнесением на должника расходов по исполнению исполнительного документа;обращать взыскание на электронные деньги должника и т.д.
Изменения коснутся взыскателей по исполнительным документам, выданным в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Теперь для возбуждения исполнительного производства требуется заявление взыскателя и оригинал исполнительного документа.
Исключение будут составлять направленные судом исполнительные документы, касающиеся имущественных взысканий по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.
Взыскателям предоставляется право самостоятельно направлять исполнительный документ по известному им месту получения заработной платы и приравненных к ней доходов должником-гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, для удержания.
За судами сохраняются полномочия на применение мер обеспечения исполнения исполнительного документа в виде временного ограничения прав должника на выезд из Республики Беларусь, управление транспортными средствами и охоту.
Вводится новая обеспечительная мера, которую также применяют суды, - временное ограничение на посещение должником игорных заведений.
Устанавливаются новые подходы к определению стоимости арестованного имущества. В частности, определяются конкретные случаи, когда имущество требуется оценивать с помощью специалистов (например, в случае реализации вещи, стоимость которой превышает 50 базовых величин). Вопрос несогласия с результатами оценки будет рассматриваться путем назначения экспертизы ее достоверности.
Впервые в исполнительном производстве указывается срок действия проведенной оценки имущества - 12 месяцев. По истечении этого срока независимая оценка арестованного имущества должника проводится повторно.
Устанавливаются и исключительные правила продажи арестованного недвижимого имущества, транспортных средств, иного имущества должника, в том числе имущественных прав, стоимостью свыше 1000 базовых величин. Так, данное имущество будет реализовываться только с торгов (электронных торгов), если иное не установит Совет Министров Республики Беларусь.
Распределение денежных средств, взысканных судебным исполнителем, возможно как в пропорциональном порядке (в случае удовлетворения требований по исполнительным документам о взыскании алиментов; расходов, понесенных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении; сумм в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина), так и в порядке очередности согласно категории взыскания.
А. Сащеко, Н.Белова
Версия для печати