С 1 июля 2020 г. вступили в силу изменения и дополнения в два основополагающих нормативных правовых акта, которыми в своей работе руководствуются судебные исполнители: Закон Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) и Инструкцию по исполнительному производству, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67 (далее – Инструкция).
Так, ст. 53 Закона дополнена новым основанием для возврата исполнительного документа взыскателю: речь идет о случаях, когда по исполнительным документам о порядке общения с ребенком, об участии в воспитании ребенка судебный исполнитель установит, что должник в течение не менее 2 месяцев подряд не препятствует общению взыскателя с ребенком, участию в воспитании ребенка.
В п. 21 Инструкции конкретизировано, что жалобы на действия судебного исполнителя, выразившиеся в вынесении предписаний, составлении актов, подаются в общем порядке, установленном для обжалования постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя.
Кроме того, теперь при рассмотрении жалоб на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя их законность и обоснованность подлежат проверке в целом, а не только в пределах заявленных в жалобе доводов (п. 26 Инструкции).
В настоящее время п. 59 Инструкции установлено, что в течение 10 дней со дня возбуждения исполнительного производства судебный исполнитель должен получить сведения о должнике и его имуществе через информационные ресурсы и системы, доступ к которым предоставлен органам принудительного исполнения. Помимо того, для обращения взыскания на имущество должника судебный исполнитель обязан в течение месяца со дня возбуждения исполнительного производства осуществить выход (выезд) по месту нахождения должника или его имущества либо по месту осуществления им хозяйственной деятельности. Однако такое исполнительное действие совершается только, если ранее такой выход (выезд) не осуществлялся в рамках иных находящихся на исполнении исполнительных производств в отношении того же должника. При этом в указанные сроки не включается время, предоставляемое должнику для добровольного исполнения исполнительного документа.
В связи с введением автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств судебному исполнителю для списания денежных средств со счета должника теперь достаточно только направить в нее платежное требование (раньше требовалось его предъявление в банк или НКФО вместе с исполнительным документом) (п. 64 Инструкции).
В случае индексации долга и предъявления исполнительного документа по месту работы должника, где у него уже производились удержания во исполнение того же требования до индексации, наниматель должника изменяет подлежащую взысканию с него сумму с сохранением первоначальной очереди удовлетворения требований (п. 84 Инструкции).
Инструкция также расширила перечень случаев, при наличии которых реализация имущества является экономически нецелесообразной (п. 113 Инструкции). Речь идет о ситуациях, когда сумма таможенных платежей, пеней и (или) процентов и иных расходов, связанных с реализацией товаров, находящихся под таможенным контролем, превышает стоимость такого имущества.
Согласно п. 166 Инструкции в тех случаях, когда торги (электронные торги) по продаже имущества должника не состоялись, поскольку на них не явились участники, или явился только один участник, или заявка на участие подана только одним участником, а также, когда никто из явившихся участников не сделал надбавки к начальной цене реализуемого имущества должника судебный исполнитель вправе включить предложение взыскателю оставить нереализованное имущество за собой в счет долга в постановлении об объявлении этих торгов несостоявшимися.
С 1 июля 2020 г. также изменен порядок исчисления задолженности по алиментам за период, когда должник не уплачивал алименты и не работал (либо не представил документы, подтверждающие его заработок или иной доход). Теперь согласно п. 209 Инструкции размер задолженности определяется следующим образом: на одного ребенка – 50%, на двух детей – 100%, на трех и более детей – 150% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Ранее задолженность исчислялась исходя из заработка по последнему месту работы, а при отсутствии сведений об этом либо если с момента увольнения прошло более 3 месяцев – из средней заработной платы работников в республике.
Таким образом, заинтересованным лицам следует учитывать данные изменения при взаимодействии с судебными исполнителями и участниками исполнительного производства.
Прокурор
отдела прокуратуры области
по
надзору за соблюдением
законодательства
органами
уголовно-исполнительной
системы
и
принудительного исполнения
Денис
Плоскунов