Проверка показала, что принятые органами государственной власти и общественными формированиями района меры в сфере профилактики преступлений позволили добиться положительных результатов в состоянии оперативной обстановки. За последние 5 лет количество преступлений сократилось более чем на 20%. Положительная тенденция сокращения преступности отмечается и в текущем году.
В то же время характер современной преступности требует продолжения активной работы всех государственных институтов по профилактике правонарушений, системному решению социальных проблем, оказывающих негативное влияние на состояние правопорядка.
В частности, нуждается в совершенствовании работа субъектов профилактики по предупреждению преступлений против жизни и здоровья граждан. В районе отмечается рост тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе убийств.
При этом материалы уголовных дел свидетельствуют о том, что убийства и другие преступления против личности, как правило, совершались на почве семейно-бытовых отношений, после совместного распития спиртных напитков преступника и жертвы. Однако, несмотря на явное неблагополучие в семьях, асоциальное поведение этих лиц, в ряде случаев они фактически выпали из поля зрения субъектов профилактики, что и не позволило предотвратить то или иное преступление.
Со стороны советов общественных пунктов охраны правопорядка не в полной мере реализуются возможности по своевременному выявлению граждан, склонных к противоправному поведению, и проведению с ними активной воспитательной работы.
Также требует повышения эффективности профилактическая работа уголовно-исполнительной инспекции Сенненского РОВД с подучетными лицами, поскольку рецидивная преступность в районе составляет более 33 процентов от всех преступлений. Отсутствие надлежащего контроля со стороны сотрудников УИИ, участковых инспекторов ОВД за поведением таких лиц не позволяет своевременно блокировать повторное совершение ими преступных проявлений.
Кроме того, требуют незамедлительного решения вопросы, связанные с социальной реабилитацией лиц, освободившихся их мест лишения свободы.
Свыше 14 процентов преступлений в районе совершено лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. В то же время должное взаимодействие правоохранительных органов и врача-нарколога не налажено, в том числе в сфере противодействия злоупотреблению спиртными напитками лицами, состоящими на учете в УИИ. Не всегда принимаются меры по принудительному доставлению таких лиц к наркологу. Также не в полной мере контролируются вопросы исполнения приговоров в части реализации мер безопасности и принудительного лечения от алкоголизма.
В структуре преступности кражи занимают более 47 процентов, ухудшилась и их раскрываемость. Руководителями предприятий и организаций не всегда принимались надлежащие меры к соблюдению требований законодательства, направленного на профилактику бесхозяйственности и хищений имущества (ОАО «Студенка», ОАО «Сенненский райагросервис», ОАО «Белая липа» и другие). Не везде соблюдаются меры по обеспечению пожарной безопасности (ОАО «Синегорское», ОАО «Пурплево» и другие).
Со стороны органов государственной власти ослаблен контроль за соблюдением трудовых прав работников, поскольку в текущем году в организациях систематически допускались факты несвоевременной выплаты заработной платы. В первую очередь, данная проблема характерна для сельскохозяйственных предприятий.
По результатам проверки председателю Сенненского районного Совета депутатов направлена информационная записка. Данная записка рассмотрена 30.08.2016 на сессии Совета депутатов, на которой выступил первый заместитель прокурора области Сидорович А.В. с предложением принять организационные меры, направленные на повышение роли местных органов власти, депутатского корпуса в укреплении законности, предупреждении правонарушений по месту жительства населения.
Прокурор организационно-контрольного отдела прокуратуры области С.А. Старовойтова