С учетом значимости указанных вопросов органами прокуратуры Витебской области в феврале-марте текущего года проведена проверка деятельности комиссий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства). В ходе данной проверки установлено, что указанными комиссиями принимаются определенные меры по предупреждению банкротства предприятий области и восстановлению их платежеспособности. Вместе с тем, в деятельности комиссий прокурорами выявлены существенные нарушения законодательства.
В частности, при формировании данных комиссий уполномоченными лицами не всегда соблюдаются требования ст.16 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»: в состав комиссий необоснованно включаются лица, не прошедшие проверки на предмет наличия судимостей, в случае кадровых изменений состав комиссий не пересматривается. Подобные нарушения установлены в г.Витебске, Бешенковичском, Лепельском и Сенненском районах.
Не всегда должным образом разрабатываются положения о работе комиссий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), что негативно сказывается на работе данных комиссий (Городокский и Дубровенский районы).
Прокурорами г.Новополоцка и Витебского района в деятельности поднадзорных комиссий отмечены нарушения Комплекса мероприятий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и проведению процедур экономической несостоятельности (банкротства), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.09.2013 № 785.
Анализ протоколов заседаний комиссий свидетельствует о том, что не всегда запланированные мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятий в установленном порядке выполняются и способствуют повышению эффективности их деятельности. Вопросы применения мер по изменению структуры и состава органов управления предприятий, в отношении которых исполкомами осуществляется владельческий надзор, не рассматриваются.
Принимаемые комиссиями решения в отдельных случаях являются неконкретными и содержат общие фразы («увеличить производство продукции, что повлечет за собой увеличение выручки и снижение себестоимости», «обеспечить темп роста валовой продукции» и т.д.), что свидетельствует о формализме в проводимой работе.
Кроме того, не во всех случаях уполномоченными лицами осуществляется должный контроль за исполнением решений комиссий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), имеют место факты отсутствия должного взаимодействия комиссий с иными государственными органами, что в свою очередь негативно влияет на вопросы экономического развития регионов.
По результатам проведенной проверки недостаточная эффективность в работе комиссий отмечена прокурорами г.Новополоцка, Глубокского, Городокского, Лепельского, Лиозненского, Ушачского, Шарковщинского и других районов.
По фактам выявленных нарушений законодательства прокурорами городов и районов председателям местных исполнительных и распорядительных органов внесено 5 представлений, вынесено 1 предписание, направлено 2 информации. Прокуратурой Витебской области в Витебский облисполком направлено обобщенное представление об устранении нарушений законодательства, направленного на предупреждение экономической несостоятельности (банкротства), причин и условий, им способствующих, которое находится на рассмотрении.
Прокурор отдела по
надзору за
исполнением законодательства
и законностью правовых актов
прокуратуры Витебской
области Марина Запрудская