Органами прокуратуры Витебской области проведены проверки соблюдения законодательства в сфере защиты прав и законных интересов лиц, находящихся в государственных учреждениях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание престарелых и инвалидов, результаты которых показали, что работа местных исполнительных, распорядительных и других государственных органов, стационарных учреждений в указанной сфере не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям.
Несмотря на ранее выявленные недостатки в деятельности указанных учреждений, допускаемые при оформлении личных дел граждан, факты нарушений нормативов площади предоставляемых жилых помещений, правил пожарной безопасности, санитарных норм и правил, аналогичные нарушения установлены вновь.
К примеру, проведенным обследованием установлено, что в ГУСО «Оршанский дом-интернат для престарелых и инвалидов» специальные жилые помещения предоставлялись из расчета менее 7 кв. метров на одного человека, что свидетельствует об ущемлении социальных прав престарелых граждан. Так, в жилой комнате площадью 8,9 кв.м проживает два человека (площадь на одного проживающего составляет 4,5 кв.м). Аналогичным образом при площади комнаты в 15,4 кв.м, в ней проживает три человека (площадь на одного проживающего составляет 5 кв.м).
В ГУСО «Максимовский психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов» только 7 из 57 комнат соответствуют нормативам по площади, что является нарушением п.29 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное и полустационарное социальное обслуживание», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.12.2013 №136.
В подавляющем большинстве домов-интернатов области установлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства по содержанию и эксплуатации производственных и вспомогательных помещений, оборудования, санитарно-бытовых помещений, обеспечению безопасных условий труда персонала. До настоящего времени не обеспечено соблюдение требований противопожарной безопасности.
В ходе проверки установлены неединичные факты перевода при отсутствии оснований жильцов из обычных домов-интернатов в ГУСО «Яковлевичский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов», являющегося специальным и предназначенным для проживания, в том числе лицам без определенного места жительства, нуждающимся в постороннем уходе, ранее привлекавшимся к уголовной и административной ответственности.
Также при решении вопроса о переводе жильцов в специальный дом-интернат не во всех случаях учитывались требования законодательства о том, что перевод осуществляется в отношении лиц,допускающих нарушения общественного порядка, а также систематически и грубо нарушающих правила внутреннего распорядка, к которым неоднократно применялись меры административной ответственности.
Должным образом не выполнялись положения локальных актов, регулирующих временное выбытие граждан по личным мотивам. В ряде случаев граждане покидали дом-интернат без письменного заявления, не указывая точный адрес, по которому будет находиться гражданин в течение всего срока временного отсутствия, и обязательство об обеспечении ухода за ним.
Отмечено, что, к примеру, отсутствие в ГУСО «Оршанский дом-интернат для престарелых и инвалидов» заборного ограждения по всему периметру территории дома-интерната явно способствует беспрепятственному покиданию территории проживающими, а также совершению хищений, в том числе работниками дома-интерната.
Анализ результатов проведенных проверок домов-интернатов, в том числе контролирующими органами показал, что руководством социальных учреждений не уделяется должного внимания устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического, противопожарного и иного законодательства. Отсутствует должная принципиальность в данных вопросах по отношению к руководителям домов-интернатов и со стороны комитета по труду занятости и социальной защите Витебского облисполкома.
По результатам проведенных проверок органами прокуратуры Витебской области внесено 5 представлений, направлено поручение о подготовке дела об административном правонарушении по ч.1 ст.23.56 КоАП Республики Беларусь, в том числе направлено представление председателю комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома.
С учетом актуальности вопрос обеспечения защиты прав и законных интересов пожилых людей и инвалидов, удовлетворения их потребностей в социальной поддержке и социальном обслуживании, повышения уровня безопасного проживания таких граждан органами прокуратуры Витебской области будет продолжен мониторинг исполнения законодательства о социальной защите инвалидов и престарелых, в том числе на предмет соответствия нормативам условий проживания, уровня социального обслуживания, психологической и иной поддержки инвалидов, неправомерного ограничения прав таких граждан на свободу передвижения.
Прокурор отдела по надзору за
исполнением законодательства
и законностью правовых актов Наталья
Колпакова.
Версия для печати