Настройки
Настройки шрифта
Tahoma
Times New Roman
Размер
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Витебский областной исполнительный комитет

Организация надзора за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам в условиях апелляции

24. 01. 2020

Согласно ч.2 ст.125 Конституции Республики Беларусь прокуратура осуществляет надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским делам.

В соответствии со ст. 23 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК) надзор за законностью и обоснованностью судебных постановлений по гражданским делам, а также за соблюдением законодательства при их исполнении осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами.

Прокурор обязан на всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.

Свои полномочия в гражданском судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, руководствуясь только законодательными актами и подчиняясь указаниям Генерального прокурора.

 Следует отметить, что прокурор занимает особое место в гражданском процессе. Предметом надзора являются законность и обоснованность судебных решений по гражданским делам, а также соблюдение законодательства при их исполнении. Прокурор обязан защищать не интересы конкретных лиц или ведомств, а закон, тем самым способствовать достижению социальной справедливости.

Авторы российского Устава гражданского судопроизводства считали, что «состязательный процесс не представляет достаточного обеспечения в достижении истины, если бы при суде не было кроме судей представителей точного разума действующих  узаконений и защитника во имя закона тех лиц, юридических и физических, кои по естественному порядку вещей не могут, по положению своему, принимать участие в деле». (Каменков В.С. Прокурор в гражданском и хозяйственном процессе – одна из гарантий защиты прав и законных интересов)

В связи с этим полагаю, что процессуальное положение прокурора, как независимого его участника, обладающего высокими профессиональными навыками, правовой культурой,  способствует обеспечению соблюдения законодательства в ходе рассмотрения дела, никак не нарушает принципы диспозитивности и состязательности.

Согласно ч.2 ст.81 ГПК прокурор вправе вступить в дело на любой его стадии, если этого требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и охраняемых законом интересов граждан.

Обязанностьпроверять законность судебных постановлений по гражданским делам закреплена вприказе Генерального прокурора Республики Беларусь от 27 марта 2009 №27 «Об организации надзора за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам».

Согласно подп.1.5.1 приказа в обязательном порядке прокуроры должны проверять законность судебных постановлений, вынесенных по делам: по которым участие прокурора является обязательным; затрагивающим интересы Республики Беларусь, её административно-территориальных единиц, государственных юридических лиц; затрагивающим трудовые права граждан, права граждан, которые не могут самостоятельно их защитить, по делам по жилищным спорам о лишении граждан права пользования жилым помещением; по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющие права граждан; по жалобам (протестам) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения.

Апелляционная система проверки законности судебных решений по гражданским делам отличается от кассационной направленностью на окончательное разрешение каждого дела непосредственно в суде апелляционной инстанции. Законом расширены  полномочия суда второй инстанции по непосредственному исследованию доказательств. В связи с этим изменились требования, предъявляемые к содержанию апелляционных жалоб и протестов.

Так, в жалобе и протесте должна быть сформулирована просьба в части того, опротестовывается  решение полностью или в части, какие изменения требуется в него внести. Должно быть указано, какие доказательства суд не проверил и почему они не были суду представлены.

Предмет и пределы рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции определяются исковыми требованиями, заявленными в суде первой инстанции, а также доводами, приведенными в жалобе и протесте. Законность и обоснованность судебного решения проверяется только в обжалуемой, опротестованной части.Статья 418 ГПК позволяет суду апелляционной инстанции выйти за пределы доводов жалобы и протеста, проверить законность решения в целом, при этом суд апелляционной инстанции должен мотивировать этот вывод в определении.

В связи с расширением полномочий апелляционной инстанции поставить вопрос об отмене решения с направлением дела на новое рассмотрение ввиду неполноты исследования обстоятельств дела нельзя.

На новое рассмотрение дело может быть направлено только в случае, если судом допущено существенное нарушение норм процессуального права, которое не может  быть устранено в порядке апелляционного производства либо препятствует суду апелляционной инстанции в исследовании новых доказательств или установлении фактов,которые не являлись предметом исследования суда первой инстанции. Существенные нарушения норм процессуального права изложены в ч.4 ст. 424 ГПК.

Срок апелляционного опротестования составляет 15 дней и исчисляется со дня вынесения решения или вручения лицу, имеющему право на апелляционное обжалование (опротестование), по его требованию решения с мотивировочной частью. В соответствии со ст.305 ГПК прокурор, не участвовавший в рассмотрении дела, запросить мотивировочную часть решения не вправе. Для него мотивировочная часть может быть изготовлена в случае подачи протеста.

Понятно, что написать достаточно аргументированный апелляционный протест по делу, по которому прокурор не принимал участие, сложно. Кроме того, в отличие от норм УПК, регулирующих апелляционное производство, согласно ст. 409 ГПК дополнения, изменения апелляционного протеста могут быть поданы в пределах 15-дневного срока апелляционного опротестования, что также усложняет работу прокурора по подготовке протеста.

В связи с этим от юридически заинтересованных в исходе дела лиц, в том числе от прокуроров требуется достаточно высокий уровень знаний как материального, так и процессуального законодательства, судебной практики. На международном семинаре по вопросам апелляции в гражданском процессе профессор кафедры гражданского процесса и трудового права Колядко Иван Николаевич справедливо отметил, что в перспективе законодателю необходимо определить категории гражданских дел, которые должны рассматриваться с обязательным участием адвокатов, в том числе в апелляции.

Не могу сказать, что к таким изменениям готовы наши граждане, особенно социально не защищенная часть населения. Далеко не все могут себе позволить оплатить услуги адвоката, понести судебные расходы. В связи с этим полагаю, что именно прокурорам предстоит сыграть особую роль в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, гарантированных Конституцией Республики Беларусь.

Начальник отдела по надзору
за соответствием закону судебных постановлений
по гражданским делам прокуратуры Витебской области
Титкова И.Н.

Версия для печати
Все новости