Настройки
Настройки шрифта
Tahoma
Times New Roman
Размер
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Витебский областной исполнительный комитет

Правовой ликбез. Вопросы профилактики семейного насилия

10. 06. 2019

Семейное насилие является одним из актуальных вопросов, который систематически обсуждается в обществе.

Значительную роль в профилактике семейного насилия играет своевременное выявление указанных фактов и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях помимо ответственности за умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, содержит специальную норму, предусматривающую ответственность за нанесение побоев, не повлекших причинение телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенных в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях отсутствует состав преступления.

Указанные действия квалифицируются по ч.2 ст.9.1 КоАП Республики Беларусь.  

Согласно ст.4.5 КоАП Республики Беларусь административный процесс по данной статье может быть начат и ответственность по ней  наступает только при наличии заявления потерпевшего лица либо его законного представителя о привлечении  правонарушителя к административной ответственности.

Однако не всегда потерпевшие могут самостоятельно защитить свои интересы, будучи зависимыми от нарушителей семейного покоя, либо не желая привлекать их к ответственности по иным причинам. Тем самым жертвы насилия создают предпосылки для дальнейших скандалов и применения к ним семейными дебоширами физической силы, поскольку замалчивание существующих проблем порождают появление у нарушителей чувства безнаказанности  и вседозволенности.

В этой связи ПИКоАП Республики Беларусь предусмотрел исключение из общего правила начала административного процесс по делам, возбуждаемым только по требованию потерпевшего. Согласно ч.1 ст.9.4 ПИКоАП Республики Беларусь ст.9.1 КоАП Республики Беларусь является единственной статьей, по которой административный процесс вне зависимости от желания потерпевшего может быть начат прокурором либо по его письменному поручению органом, ведущим административный процесс.

Данное отступление от правила призвано защитить потерпевших, лишенных по каким-либо причинам возможности сделать это самостоятельно либо не желающих этого делать, подвергая при этом свою жизнь и здоровье опасности.  

Начатый таким образом административный процесс не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего (законного представителя) с нарушителем и обеспечивает неотвратимость наказания виновного лица за совершенные противоправные действия в семье.   

Старший прокурор отдела по надзору
за исполнением законодательства и
законностью правовых актов
И.Крюковская

Версия для печати
Все новости