В регионе зафиксировано увеличение числа детей, родители которых лишены родительских прав. В ряде случаев проблема обусловлена запоздалым реагированием на неблагоприятную обстановку в семье, ненадлежащим межведомственным взаимодействием, что не позволило сохранить проживание ребенка в биологической семье.
Прокуроры констатировали неединичные факты ненадлежащего информирования о семейном неблагополучии, нарушений при проведении социальных расследований и организации работы по устранению причин семейного неблагополучия.
Например, сотрудниками органов внутренних дел одного из районов области 21 марта 2022 года выбывали на телефонное сообщение детей о драке между их родителями. Установлено, что конфликты в данной многодетной семье носили неединичный характер, однако по указанному факту информация для организации социального расследования не направлялась. Лишь по предписанию, вынесенному прокуратурой района, проведено социальное расследование, по результатам которого дети в семье признаны находящимися в социально опасном положении.
В некоторых районах реабилитационные мероприятия, определяемые координационными советами, по нормализации обстановки в семье проводились формально, без учета конкретных причин семейного неблагополучия, а также результатов ранее проводимой работы. При этом не всеми субъектами обеспечивалось надлежащее исполнение решений, а контроль за их исполнением со стороны советов отсутствовал.
В частности, решением Координационного совета одного из районов от 08 декабря 2022 года дети в многодетной семье вновь признаны находящимися в социально опасном положении по причине того, что отец семейства ведет аморальный образ жизни, неоднократно привлекался к административной ответственности за умышленное причинение в нетрезвом виде телесных повреждений, физических и психических страданий матери. Результаты социального расследования показали, что дети в таких условиях испытывают чувство тревожности.
Вместе с тем конкретные мероприятия, направленные на разрешение психологических проблем, оказание психолого-педагогической помощи в установлении детско-родительских взаимоотношений, устранении межличностных семейных конфликтов, формирования и коррекции ответственности, оказания психологической помощи несовершеннолетним не разрабатывались и не проводились.
В одном из районов области длительное время не принимались меры по изъятию из семьи детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, при крайнем неблагополучии.
Так, несовершеннолетний 2009 года рождения трижды признавался находящимся в социально опасном положении по причине ненадлежащего исполнения матерью родительских обязанностей. Последняя фактически не занималась воспитанием и содержанием сына, который вследствие ее аморального образа жизни вынужден был проживать у соседей. В жилом помещении по месту регистрации санитарно-гигиенические и безопасные условия для проживания ребенка созданы не были. При посещении комиссией неоднократно фиксировались факты минимального запаса продуктов питания, нахождения матери в состоянии алкогольного опьянения.
Вместе с тем ребенок только в октябре 2022 года признан нуждающимся в государственной защите.
В ряде районов области не налажен контроль за оказанием социальных услуг, иной помощи по устранению трудной жизненной ситуации. По результатам рассмотрения социальных расследований не всегда принимались законные и обоснованные решения. Установлены факты ненадлежащего рассмотрения на заседаниях местных исполнительных органов, координационных советах, советах отделов по образованию вопросов координации работы в обозначенной сфере.
По итогу проверки прокуратура Витебской области внесла заместителю председателя Витебского облисполкома представление, в котором потребовала устранить выявленные недостатки в работе, а также причины и условия, которые способствовали нарушениям законодательства, направленного на предупреждение семейного неблагополучия и социального сиротства.
Информация отдела прокуратуры области по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи
Версия для печати