В выступлении заместителя прокурора области Гука В.И. и других должностных лиц отмечалось, что правоохранительными органами в тесной координации с иными ведомствами и организациями проделана значительная работа в целях противодействия негативным тенденциям в развитии криминогенной обстановки. Принимались конкретные меры по профилактике правонарушений, предупреждению пьянства, алкоголизма и наркомании, социальной адаптации лиц, вернувшихся из исправительных учреждений.
Однако в последнее время в сфере уголовно-правовых отношений обозначился ряд негативных тенденций: возросло количество хулиганских действий, фактов мошенничества, фальшивомонетничества, распространения порнографических материалов, преступлений с использованием высоких технологий.
Особого внимания заслуживает тенденции роста отдельных видов тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан.
Основными причинами и условиями, способствующими совершению преступлений, являются пьянство и алкоголизм, незанятость общественно полезным трудом, бытовая неустроенность проблемных граждан.
Вместе с тем, изучение практики использования мер индивидуальной профилактики показало, что не везде на местах органами исполнительной власти и общественными формированиями своевременно и в полном объеме применяются предоставленные полномочия в целях предупреждения криминальных проявлений.
В частности, нуждается в улучшении деятельность органов внутренних дел по организации и проведению индивидуальной работы с конкретными правонарушителями, привлечению виновных лиц к уголовной ответственности по ст.ст. 153, 154, 186 УК.
На территории области зарегистрированы факты совершения убийств с использованием огнестрельного оружия, при этом работниками органов внутренних дел не всегда принимаются необходимые меры по своевременному изъятию из оборота незарегистрированного оружия.
В целях борьбы с пьянством в ряде регионов недостаточно используется институт ограничения дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками, хотя в этих регионах нарушения антиалкогольного законодательства носят распространенный характер (Лиозненский, Шумилинский, Сенненский районы).
Нуждается в совершенствовании деятельность социальных служб, центров занятости населения, поскольку многие преступления состоят в прямой причинной связи с социальным иждивенчеством отдельных граждан, незанятостью их общественно полезным трудом.
По-прежнему носят актуальный характер вопросы, связанные с социальной адаптацией, индивидуальным бытовым и трудовым устройством лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
По данным органов внутренних дел из 1 510 человек, освободившихся в 2016 году из исправительных учреждений и прибывших для дальнейшего проживания в Витебскую область, трудоустроено лишь 586 (38,8%).
В отдельных районах не отвечает предъявляемым требованиям деятельность наблюдательных комиссий, которые призваны осуществлять профилактику рецидивной преступности и оказывать помощь органам, исполняющим наказание, в организации исправительного процесса в отношении конкретных осужденных, их реадаптации и ресоциализации (Городокский, Лиозненский, Миорский, Ушачский, Шарковщинский районы).
Не везде на местах налажено тесное взаимодействие органов здравоохранения, внутренних дел, социальных служб по предупреждению пьянства, использованию медикаментозных и психологических методов лечения алкогольной зависимости. Отсутствует должный эффект от нахождения граждан, злоупотребляющих спиртными напитками, в лечебно-трудовых профилакториях.
В то же время в минувшем году после употребления спиртных напитков совершено более 20% всех преступлений, в том числе 75,9 % убийств и 62,1% тяжких телесных повреждений.
Нуждается в улучшении индивидуальная работа учреждений здравоохранения с лицами, имеющими психические отклонения (Лепельский, Полоцкий регионы).
Имеются претензии к организации работы общественных пунктов охраны правопорядка, деятельность которых не носит упреждающего и системного характера, нередко осуществляется формально. Советами ОПОП не всегда своевременно выявляются лица, склонные к противоправному поведению, не разрабатываются и не вносятся субъектам профилактики правонарушений, органам территориального общественного самоуправления и иным организациям предложения по вопросам охраны порядка и профилактики правонарушений на подведомственной территории (г.Новополоцк, Городокский, Полоцкий, Витебский, Верхнедвинский, Оршанский, Дубровенский районы).
Требует большей активности работа комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений в молодежной среде (Октябрьский, Железнодорожный районы г.Витебска, Бешенковичский, Витебский, Лепельский, Глубокский, Полоцкий, Чашникский регионы).
По результатам обсуждения координационным совещанием принято решение, направленное на улучшение взаимодействия всех заинтересованных ведомств и организаций при реализации мер индивидуальной профилактики правонарушений.
В работе совещания принял участие помощник Президента Республики Беларусь – главный инспектор по Витебской области Позняк А.Г.
Начальник организационно-
контрольного отдела
прокуратуры области Игорь
Богачев