Особенности рассмотрения жалоб (протестов) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения регулируются параграфом 9 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, а также главой 12 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве».
Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, подаются в суд по месту нахождения соответствующего органа принудительного исполнения.
Изучение дел показало, что судами при рассмотрении дел обобщаемой категории соблюдаются правила подсудности.
Часть 2 ст.360-3 ГПК, а также ч.1 ст. 124 Закона предусматривает предварительный внесудебный порядок обжалования действий (бездействия), постановления судебного исполнителя в порядке подчиненности.
Следует отметить, что ч.2 ст.124 Закона предусматривает право прокурора на принесение протеста непосредственно в суд без соблюдения порядка обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, постановлений, действий (бездействия) руководителя органа принудительного исполнения.
Согласно ст. 360-3 ГПК постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы (опротестованы) в случае несогласия с постановлениями руководителя органа принудительного исполнения или вышестоящего руководителя органа принудительного исполнения, вынесенными по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на такие постановления, действия (бездействие), поданной в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве. Жалобы (протесты) могут быть поданы в течение десяти дней со дня получения постановлений руководителя органа принудительного исполнения, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, поданной в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.
Как показывает изучение дел, неправильное разъяснение срока обжалования принятого решения нередко приводит к нарушению сроков подачи жалоб в установленном порядке, что не способствует своевременному их рассмотрению и движению исполнительного производства.
Пропуск срока для обращения в суд без уважительных причин по обжалованию постановлений судебных исполнителей является основанием к отказу в удовлетворении жалобы.
Согласно ч.1 ст. 360-4 ГПК жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, должны соответствовать требованиям, установленным ст.109 и 110 настоящего Кодекса.
В соответствии с подп.4.2 п.2 приложения 13 к Налоговому кодексу Республики Беларусь рассмотрение жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя облагается государственной пошлиной в размере 1 базовой величины.
Дела назначаются к слушанию с вызовом сторон исполнительного производства, судебных исполнителей, руководителей органов принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалуется.
Согласно ч. 2 ст. 360-5 ГПК неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не является препятствием для рассмотрения жалобы (протеста).
Из рассмотренных судами жалоб на действия судебных исполнителей более 50 % признаны обоснованными.
В случае удовлетворения жалоб является различной судебная практика взыскания госпошлины: либо непосредственно с судебных исполнителей, либо с главного управления юстиции Витебского облисполкома.
Решением суда жалоба К. на постановления судебного исполнителя о возвращении исполнительных листов без возбуждения исполнительного производства признана обоснованной и удовлетворена. С судебного исполнителя в пользу К. взыскано в возврат госпошлины 98 рублей. Прокурором принесен протест на указанное решение.
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «О судебных исполнителях» судебными исполнителями являются лица, которые занимают должности в органах принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов и непосредственно заняты в соответствии с должностными обязанностями исполнением судебных постановлений и иных исполнительных документов.
Согласно п. 9 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» ответственность за результаты деятельности органов принудительного исполнения несут Министерство юстиции и соответствующие областные (Минский городской) исполнительные комитеты.
Следовательно, ответственность за результаты деятельности судебного исполнителя отдела принудительного исполнения возлагается на главное управление юстиции Витебского облисполкома.
Постановления о возвращении исполнительных документов без возбуждения исполнительных производств вынесены судебным исполнителем в связи с осуществлением своих должностных обязанностей.
Согласно ст. 937 Гражданского кодекса Республики Беларусь юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Так как действия судебного исполнителя связаны с исполнением трудовых обязанностей, то возмещение затрат, понесенных К. на оплату государственной пошлины в сумме 98 рублей, должно быть возложено на главное управление юстиции Витебского облисполкома, которое не было привлечено к участию в деле.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь протест прокурора удовлетворен, решение суда отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении произведен поворот исполнения решения суда, с К. в пользу судебного исполнителя взыскано 98 рублей. С главного управления юстиции Витебского облисполкома в пользу К. взыскан возврат государственной пошлины в сумме 98 рублей.
Старший прокурор отдела по надзору
за соответствием закону судебных
постановлений по гражданским делам
прокуратуры области
Мария Духнова
Версия для печати