В соответствии с Конституцией Республики Беларусь государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Поэтому в центре внимания всех областных ведомств, районных исполнительных комитетов, местных Советов депутатов, правоохранительных структур, иных субъектов профилактики должны находиться проблемы обеспечения безопасности населения, предупреждения конфликтных ситуаций, порождающих совершение тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья людей.
Об этом 31.03.2016 состоялся
принципиальный разговор на совместном заседании президиума областного Совета
депутатов и координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией в
Витебской области.
В выступлении прокурора области Дыско
Г.И., первого заместителя прокурора области Сидоровича А.В., других должностных
лиц отмечалось, что органами
исполнительной и представительной власти, правоохранительными ведомствами,
депутатским корпусом принимаются организационные и практические меры,
направленные на охрану общественного
порядка, борьбу с пьянством и алкоголизмом, оздоровление обстановки в
неблагополучных семьях.
Однако в
организации профилактической работы сохраняется ряд недостатков и нерешенных
проблем, оказывающих негативное влияние на состояние правопорядка,
предупреждение особо тяжких преступлений против личности.
В
прошлом году на территории области совершено 60 убийств с покушениями, что на
17,6% (+9) больше, чем в предыдущий год. Рост этих преступлений произошел в г.Витебске
и г.Новополоцке, Браславском, Глубокском, Миорском, Чашникском, Лепельском,
Поставском районах. Кроме того, зарегистрировано 15 причинений тяжких телесных
повреждений, повлекших смерть потерпевших. Наибольшее число указанных
преступлений зарегистрировано в г.Витебске, Оршанском и Полоцком районах.
В
Браславском, Чашникском, Октябрьском районах возросло количество разбойных
нападений.
В
текущем году в области вновь совершено 14убийств и тяжких телесных повреждений, повлекших смерть.
Анализ
материалов уголовных дел свидетельствует о том, что причинами этих преступлений
являются асоциальное поведение отдельных граждан, трудовая незанятость и
пьянство, неустроенность семейной и бытовой жизни. В частности, на момент совершения умышленных
убийств 72% виновных лиц находились в
состоянии алкогольного опьянения, 59% - не работали и не учились.
В то же время, не во всех регионах области налажено четкое взаимодействие между правоохранительными и
местными органами власти, учреждениями здравоохранения и образования, другими
заинтересованными ведомствами в целях своевременного выявления проблемных
граждан и проведения с ними эффективной профилактической работы. Зачастую такая деятельность осуществляется формально, в
связи с чем не оказывает должного и
позитивного влияния на лиц, склонных к противоправному поведению, в том числе
ранее привлекавшихся к уголовной ответственности.
В истекшем году в области
зарегистрировано 11 убийств, которые
совершены на почве семейно-бытовых конфликтов между супругами или сожителями. При этом результаты проверок
свидетельствуют о недостаточности мер, принимаемых органами внутренних дел и
другими субъектами профилактики по предупреждению правонарушений в этой сфере, минимизации семейного неблагополучия (Чашникский,
Оршанский, Полоцкий, Миорский районы, г.Новополоцк, Железнодорожный и
Октябрьский районы г.Витебска).
Нуждается в улучшении
профилактическая работа
по обеспечению условий безопасного проживания людей пожилого возраста и
инвалидов, предупреждению преступных посягательств на их жизнь и здоровье,
особенно в Браславском районе.
Не
всегда органами внутренних дел принимаются эффективные меры по своевременному
изъятию из оборота у населения незарегистрированного оружия, что влечет в последующем
его использование при совершении умышленных убийств (Миорский и Толочинский районы).
Не везде
местными органами власти налажен должный
контроль за работой советов общественных пунктов охраны правопорядка.
Так, в
деятельности советов ОПОП Миорского, Шумилинского, Оршанского, Лиозненского,
Толочинского, Браславского и других
районов выявлялись серьёзные просчеты в организации работы и проведении
профилактических мероприятий по оказанию корректирующего воздействия на
граждан. Некоторые советы не стали координаторами работы органов
территориального самоуправления, добровольных дружин и иных субъектов
профилактики правонарушений.
На местах уделяется
недостаточное внимание деятельности добровольных дружин, особенно в Ушачском,
Полоцком и Шарковщинском районах.
Не отвечает
предъявляемым требованиям работа наблюдательных комиссий по профилактике
рецидивной преступности (Браславский, Оршанский, Первомайский
районы).
Имеются
недостатки в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, учреждений образования,
органов внутренних дел по предупреждению правонарушений в молодежной среде, что
способствует совершению подростками убийств и других преступлений (Толочинский,
Оршанский, Первомайский районы).
В целом
складывающаяся ситуация в этой сфере требует
более эффективного использования всеми субъектами профилактики
правовых, социальных, экономических и информационных мер, направленных на нейтрализацию причин и условий,
способствующих совершению преступлений, активного участия депутатов,
общественных формирований, трудовых коллективов в предупреждении
правонарушений.
По
результатам обсуждения принято соответствующее решение.
В работе совместного заседания
президиума областного Совета депутатов и координационного совещания принял участие
и выступил помощник Президента Республики Беларусь – главный инспектор по Витебской области Позняк А.Г.
Начальник организационно-контрольного отдела прокуратуры Витебской области Игорь Богачев
Версия для печати