Так, распространены нарушения порядка планирования государственных закупок и размещения соответствующей информации в ИС «Тендеры».
Зачастую заказчиками необоснованно дробятся однородные товары (работы, услуги) в годовых планах государственных закупок, что способствует неверному выбору процедур закупок, в том числе незаконному переходу от конкурентных процедур к закупке из одного источника.
К примеру, в годовом плане закупок отдела образования, спорта и туризма Бешенковичского райисполкома различными пунктами отражены данные о необходимости закупки услуг по текущему ремонту помещений и зданий лагеря «Орленок», общей стоимостью отдельных однородных работ более 300 базовых величин.
При этом, заказчиком неправомерно не учтена ориентировочная стоимость годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), содержащихся в годовом плане госзакупок, проведены закупки из одного источника. Кроме этого, какие-либо документы, подтверждающие надлежащее изучение конъюнктуры рынка по выбору подрядчика для выполнения общестроительных и монтажных работ в отделе образования, спорта и туризма райисполкома на момент проверки отсутствовали, что ставит под сомнение проведение должного исследования конъюнктуры рынка и правомерность предпочтения интересов подрядчика при заключении договоров на выполнение ремонтно-строительных работ.
Выявлены многочисленные нарушения при выборе вида процедуры государственной закупки (в отделах образования, спорта и туризма Браславского райисполкома, Новополоцкого горисполкома, УЗ «Шарковщинская ЦРБ», УЗ «Поставская ЦРБ», УП «ЖКХ Поставского района» и др).
Ряд заказчиков, разрабатывая и утверждая конкурсную и аукционную документацию, а также документацию, представляемую участникам для подготовки ценовых предложений, указывали требования, не предусмотренные действующим законодательством, чем нарушили п. 2 ст. 14, п. 2 ст. 15 Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» и допустили необоснованное ограничение добросовестной конкуренции, создав условия для коррупции.
Так, ГП «УКС Миорского района» при проведении открытого конкурса по выбору подрядной организации для выполнения строительно-монтажных работ по строительству объекта: «Пять одноквартирных жилых домов усадебного типа в аг.Турково (ОАО «Турково») Миорского района» в п. 6 конкурсной документации необоснованно указано, что для подтверждения деловой репутации «участниками должно быть представлено не менее пяти копий разных отзывов заказчиков, в том числе 1 отзыв от комитета по архитектуре и строительству Витебского облисполкома, 1 отзыв от КУП «УКС Витебского облисполкома». Обязанность предоставить отзывы от конкретных организаций (в данном случае фактически от субъектов, являющихся органом управления и учредителем заказчика) ограничивает конкуренцию, не обеспечивает равного доступа потенциальных подрядчиков.
Допускается небрежная подготовка приглашений и иных документов, представляемых участникам закупок для подготовки их предложений, что снижает результативность проведенных процедур закупок.
Распространены факты нарушений порядка размещения на официальном сайте приглашений и иной документации по конкретным конкурентным процедурам закупок.
Наиболее существенные нарушения допускаются при рассмотрении поступивших предложений и выборе победителя. Указанные нарушения зачастую влекут дополнительное расходование бюджетных средств, в том числе ввиду повторного проведения процедур закупок, отмененных по причине нарушения порядка оценки предложений.
К примеру, из приглашения УП ЖКХ «Дубровно-Коммунальник» к участию в закупке работ по установке окон, технического задания, а также проекта договора следует, что потенциальный поставщик обязан не только поставить, но и установить товар на объекте.
Протоколом заседания комиссии УП ЖКХ «Дубровно-Коммунальник» от 04.10.2016 № 2 по указанной закупке победителем признано ПРСП ООО «Дельта» с наименьшей ценой предложения 5 123 рубля 98 копеек.
Вместе с тем изучением прокуратурой района предложения ПРСП ООО «Дельта» установлено, что указанная цена предложения включает в себя только лишь цену изделий.
Приведенный факт свидетельствует о том, что членами комиссии УП ЖКХ «Дубровно-Коммунальник» при проведении заседания поступившие предложения участников изучены поверхностно.
В целом, результаты прокурорской проверки, характер выявленных нарушений свидетельствуют о том, что основными причинами указанных нарушений являются недостаточное знание действующего законодательства в области государственных закупок.
Вместе с тем, зачастую условиями, способствующими названным выше нарушениям, являются отсутствие действенного контроля со стороны руководителей субъектов хозяйствования, осуществляющих государственные закупки, недостаточно эффективное планирование расходования бюджетных средств местными исполнительными и распорядительными органами, а также нерациональное планирование хозяйственной деятельности получателями бюджетных средств.
В целях устранения выявленных нарушений внесено 19 представлений, 13 предписаний, вынесено 20 официальных предупреждений. 4 лица привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.16 КоАП Республики Беларусь.
Акты надзора находятся на рассмотрении.
Прокурор отдела прокуратуры области Павел Зайцев.