Настройки
Настройки шрифта
Tahoma
Times New Roman
Размер
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Витебский областной исполнительный комитет

Прокуратурой Витебской области проведена проверка исполнения законодательства при реализации государственных научно-технических программ, целевого и эффективного использования выделенных на эти цели средств

09. 06. 2016

Прокуратурой Витебской области проведена проверка исполнения законодательства при реализации государственных научно-технических программ, целевого и эффективного использования выделенных на эти цели бюджетных, внебюджетных и иных средств, полноты и своевременности выполнения мероприятий программ, внедрения полученных результатов в практическую деятельность.

С целью изучения вопросов выполнения заданий государственных научно-технических программ «Агрокомплекс – устойчивое развитие» на 2011-2015 годы; «Машиностроение» на 2011 - 2015 годы инициировано проведение внепланового мониторинга на ряде предприятий области, в том числе, в РУП «Витебский зональный институт сельского хозяйства Национальной академии наук Беларуси», ОАО «Измеритель», ОАО «Витебский завод электроизмерительных приборов». 

В ходе проверки вопросов выполнения региональной научно-технической программы «Инновационное развитие Витебской области» на 2011-2015 установлено, что из 32 заданий программы не выполнялись 5 заданий, которые были включены в программу без проведения научно-технической экспертизы. На остальные 27 заданий использованы средства бюджета в сумме 6148,21 млн. руб., в том числе средства республиканского бюджета - 5690,21 млн. руб., средства инновационного фонда Витебского облисполкома - 458 млн. руб. В целом более половины заданий программы (14 заданий из 27) к 2011 году должны были завершиться выпуском продукции. Однако 4 задания (профинансированы в сумме 782,85 млн. руб.) не выполнены, так как не завершены выпуском продукции в установленном объеме и в бюджет подлежат возврату средства  в   сумме   468,68  млн. руб., из которых возвращено 249,9 млн. руб.  Из оставшихся 13 заданий только по 3 заданиям выполнялись НИОКР, 7 заданий выполнялись с отставанием от графиков по объемам и срокам производства.

Планирование заданий без надлежащей проработки рынков сбыта повлекло неэффективное использование средств бюджета и ресурсов предприятий - изготовителей. Например, ОАО «Витебский плодоовощной комбинат» не выполнено по объемам выпуска задание по производству плодоовощного пюре профилактического назначения, обогащенного нутриентами.

Низкое качество работы по отбору заданий, их оторванность от   действительной   потребности  рынка,   медленное внедрение разработок снижало конкурентоспособность продукции.

Так, ОАО «Оршанский инструментальный завод», выполнив задание по производству расточных патронов, на которое в 2011-2013 гг. было использовано 160 млн. руб., в том числе равными долями средства бюджета и собственные средства, обеспечило по итогам 2014 года суммарный план производства. Однако из 136 ед. произведенной продукции реализовано только 3 ед. и получена выручка в сумме 8,8 млн. руб. При этом в 2015-2016 гг. надлежит продолжить выполнение задания и произвести еще 56 ед. данной продукции.

Недостаточная скоординированность различных заказчиков привела к выполнению равнозначных научных разработок, что снизило эффективность использования бюджетных средств.

Так, в рамках Государственной программы импортозамещения с февраля 2009 г. ОАО «Измеритель» разрабатывало электронную педаль газа, на что из бюджета было выделено 200 млн. руб. и предприятием дополнительно затрачено 300 млн. руб. При этом в региональную программу «Инновационное развитие Витебской области» включено задание по разработке схожего по техническим характеристикам изделия, к выполнению которого с декабря 2009 г. приступило ОАО «ВЗЭП» при финансировании из бюджета в сумме 165,1 млн. руб. и за счет средств предприятия - 240 млн. руб. Институт акустики дважды информировал Витебский облисполком о параллельной работе по производству педали, предлагалось приостановить финансирование работ по разработке ОАО «ВЗЭП», однако решение об экономии бюджетных средств принято не было.

Изложенное свидетельствует о системных недостатках в планировании и выполнении региональной программы.

При проведении мониторинга по вопросу выполнения заданий ГНТП в части выполнения РУП «Витебский зональный институт сельского хозяйства НАН Беларуси» задания по разработке технологии возделывания новых сортов озимой сурепицы, а также разработке и внедрении в производство экструдированного энергонасыщенного концентрата на основе маслосемян озимой сурепицы в качестве добавки кормов для молодняка КРС» установлено, что институтом не выполнены задачи исследований и не достигнута цель задания.

Выполнение сводного плана выпуска продукции находится на грани срыва. Фактически, до настоящего времени не определено предприятие-изготовитель продукции, разработанной по заданию; не получен результат, предусмотренный этапом 1.1 календарного плана задания на 2013 год - не разработан технологический регламент на производство экструдированного энергонасыщенного концентрата, не выполнены задачи исследований по внедрению технологии возделывания озимой сурепицы в сельскохозяйственных предприятиях республики, не разработан (не согласован Президиумом НАН Беларуси и не утвержден в Минсельхозпроде) Отраслевой регламент возделывания озимой сурепицы в условиях северо-восточного региона Республики Беларусь

Таким образом, институт, являясь исполнителем задания, не обеспечил выполнение этапов работ задания в части производства разработанной продукции в установленных заданием объемах и сроки, чем поставил под угрозу срыва достижение целей государственной программы, финансируемой за счет средств республиканского бюджета.

Ответственность исполнителей заданий предусмотрена договорами, согласно которым в случае не освоения производства разработанной продукции, либо освоения ее без выпуска, исполнитель обязан возвратить заказчику средства, выделенные на выполнение работы в полном объеме. В случае не достижения планового объема выпуска продукции или не достижения окупаемости выделенных средств, исполнитель обязан возвратить выделенные средства в объеме, определяемом заказчиком, но не более объема выделенных средств.

С учетом изложенных недостатков и нарушений, допущенных Витебским облисполкомом, РУП «Витебский зональный институт сельского хозяйства НАН Беларуси» при реализации государственных и региональной научно-технических программ, прокуратурой области указанный вопрос взят на контроль, директору института внесено соответствующее представление. По итогам 2016 года в отношении РУП «Витебский зональный институт сельского хозяйства НАН Беларуси» будет решен вопрос о возврате полученных бюджетных средств на реализацию задания «Разработать технологию возделывания новых сортов озимой сурепицы в северо-восточной зоне республики. Разработать и внедрить в производство экструдированный энергонасыщенный концентрат на основе маслосемян озимой сурепицы в качестве добавки кормов для молодняка КРС», включенного в ГНТП «Агропромкомплекс – устойчивое развитие» на 2011-2015 годы.

Кроме того, во втором полугодии 2016 г. прокуратурой области совместно с КГК Витебской области будет организована внеплановая проверка ОАО завод «Визас», являющегося исполнителем задания 4.69 «Разработать и освоить производство базовой модели зуборезного станка с ЧПУ для конических колес» подпрограммы «Станки и инструмент» ГНТП «Машиностроение и машиностроительные технологии», 2013-2015 годы, с целью возврата средств республиканского бюджета в сумме 2 441,1 млн.рублей, выделенных на выполнение работ по названной программе.

Прокурор отдела по надзору за
исполнением законодательства и
законностью правовых актов
прокуратуры Витебской области Н.Л. Колпакова.

Версия для печати
Все новости