Органами прокуратуры Витебской области в 12 регионах области проведены выборочные проверки состояния законности при осуществлении комиссиями по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) при райгорисполкомах (далее – комиссии) возложенных на них функций в отношении государственных предприятий (с долей государственной собственности в уставном фонде).
Результаты проверок свидетельствуют о том, что комиссиями работа проводится недостаточно эффективно.
Типичным нарушением является отсутствие оперативности в вопросах изменения кадрового состава комиссии. Распространены факты участия в заседаниях в качестве членов комиссии лиц, прекративших трудовые отношения с исполкомами либо еще не включенных в состав комиссии; несоблюдение кворума участников.
Положения комиссий не в полной мере регламентировали обязанности и полномочия по выполнению отдельных функций, возложенных на них актами законодательства.
Имели место факты непринятия исполкомами решений по внесенным комиссиями предложениям, и, наоборот, случаи принятия решений без предшествующего проведения заседаний комиссии; факты нарушения сроков принятия исполкомами решений.
Ряд недостатков выявлен в вопросах своевременности и полноты выполнения планов работы комиссий, а также контроля данных комиссиями поручений. Содержание протоколов заседания комиссий свидетельствует о том, не всегда запланированные вопросы рассматриваются полно и объективно с надлежащим анализом поступающей информации.
О низкой эффективности работы комиссий свидетельствует отсутствие результатов по восстановлению платежеспособности организаций, в отношении которых проводится досудебное оздоровление.
В целом позиция комиссий зачастую пассивна, в ходе рассмотрения предложений неплатежеспособных организаций реальные причины сложившейся ситуации в должной мере не выясняются, причины ухудшения отдельных экономических показателей, причинно-следственные связи между наступившей неплатежеспособностью и неэффективными управленческими решениями анализируются малоэффективно. Предложения носят обобщенный характер и фактически дублируют непосредственные обязанности юридических, экономических служб и должностных лиц предприятий.
Об указанном свидетельствуют результирующие показатели финансового состояния ряда сельскохозяйственных организаций, в отношении которых проводится досудебное оздоровление.
Решением Витебского облисполкома от 05.04.2019 №176 утвержден Перечень неплатежеспособных организаций Витебской области, подлежащих финансовому оздоровлению. При этом большинство данных организаций (39 из 49) в свое время включались в Перечень сельскохозяйственных организаций, подлежащих досудебному оздоровлению, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2016 №889, что свидетельствует о неэффективной реализации мероприятий досудебного оздоровления в 2017-2018 г.г.
Так, в 2018 году в области досудебное оздоровление осуществлялось в отношении 177 организаций, из которых утвержденные мероприятия не выполнены 124 предприятиями (70%), в том числе 121 – второй год подряд. По итогам 2019 года показатели хотя и более результативные (из 154 организаций мероприятия не выполнили 29%, или 44 предприятия, в том числе 32 – второе полугодие подряд), однако значительная часть сельскохозяйственных организаций по-прежнему находится в тяжелом финансовом положении, обусловленном отсутствием свободных оборотных средств, квалифицированных кадров, высоким процентом изношенности техники, недостаточностью минеральных удобрений, кормовой базы, лекарств для профилактики и лечения скота, приводящих к неполному соблюдению технологии сельскохозяйственного производства, нарушению технических регламентов.
Анализ финансово-экономического состояния отдельных организаций, подлежащих оздоровлению, свидетельствует о неэффективности запланированных мероприятий по отдельным направлениям, о недостижении поставленных значений производственно-экономических показателей.
Несмотря на предоставленную отсрочку по платежам, организации допускали текущую задолженность перед перерабатывающими предприятиями. Денежных средств, вырученных от поставляемой молочной продукции, недостаточно для погашения образующейся задолженности (кредитные обязательства, исполнение судебных постановлений, оплата ГСМ, авансов на выплату заработной платы и др.).
Отсутствие жестких требований к предприятиям по организации работы по взысканию дебиторской задолженности способствует формализму в работе по данному направлению. Несмотря на наличие задолженности у большинства сельскохозяйственных организаций, претензионно-исковая работа ими практически не ведется.
По-прежнему основными причинами ухудшения финансового состояния сельхозпредприятий области, являющимися в дальнейшем основанием для обращения в суд с заявлениями о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), являются отклонения от технологии и организации сельскохозяйственного производства, применение в значительной степени устаревших техники и оборудования, низкая продуктивность животных, снижение урожайности сельскохозяйственных культур и другие.
Вместе с тем, в ходе реализации мероприятий досудебного оздоровления данные причины в полном объеме не устраняются, показатели работы сельхозорганизаций, определенные бизнес-планами, зачастую не выполняются, цели оздоровления (улучшение финансового состояния, восстановление платежеспособности хозяйств) не достигаются.
Результатом проведенных проверок явилось внесение прокурорами в местные исполкомы 7 представлений об устранении нарушений проверенного законодательства, причин и условий, им способствующих. Прокуратурой области в Витебский облисполком направлена информационная записка с предложениями об устранении выявленных нарушений и надлежащей организации работы районных комиссий.
Прокурор отдела по надзору
за исполнением законодательства
и законностью правовых актов
прокуратуры области Павел Сухов
Версия для печати