Ввиду важности сохранения исторического и культурного наследия нашего государства для последующих поколений прокурорами ежегодно уделяется внимание этим вопросам. Не является исключением и текущий год.
Результаты проведенных в большинстве регионов области проверок свидетельствуют о наличии ряда нерешенных проблем в сфере охраны памятников архитектуры, градостроительства, истории и археологии. Некоторые из них находятся в неухоженном, неудовлетворительном техническом и санитарном состоянии, требуют проведения ремонтных работ или мер по их консервации, ввиду аварийности отдельных конструкций нахождение возле таких объектов не всегда безопасно (г.Полоцк, Оршанский, Шарковщинский и иные районы). Причем, выполнение элементарных требований по наведению порядка (уборка, скашивание растительности и т.д.) на территории историко-культурных ценностей, что необходимо в ряде случаев, не требует значительных материальных затрат, о чем, как правило, указывают их владельцы.
Далеко не всеми собственниками и владельцами историко-культурных ценностей подписаны соответствующие охранные обязательства (г.Витебск, Браславский, Глубокский, Оршанский районы).
Имеют место факты невыполнения требований действующего законодательства и охранных обязательств, в том числе об оформлении паспортов и установлении охранных досок на объекты историко-культурного наследия (Шумилинский, Толочинский, Оршанский, Полоцкий и иные районы). На большинство объектов историко-культурного наследия не разработана проектная документация зон охраны с режимами их содержания и использования, что не позволяет в случае необходимости установить ограничения при производстве строительных и иных работ (Витебский, Дубровенский, Россонский, Толочинский и иные регионы).
Сложившаяся ситуация в сфере охраны историко-культурного наследия является следствием не только объективных причин, в том числе недостаточного финансирования, но и результатом отсутствия должного контроля и требовательности со стороны исполкомов по отношению к собственникам и владельцам историко-культурных ценностей с целью принятия ими мер по обеспечению сохранности историко-культурных ценностей.
При распространенности нарушений уполномоченными должностными лицами практически не используются полномочия по ведению административного процесса по фактам невыполнения требований охранных обязательств и иных недостатков в сфере охраны историко-культурного наследия.
В целях устранения выявленных нарушений прокурорами внесено 19 актов прокурорского надзора, прокуратурой области подготовлено соответствующее представление в Витебский облисполком.
Старший помощник
прокурора области
по надзору за исполнением
природоохранного
законодательства
советник юстиции Елена Козлова