Настройки
Настройки шрифта
Tahoma
Times New Roman
Размер
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Витебский областной исполнительный комитет

Результаты работы по противодействию коррупции в Витебской области в 2015 году

26. 01. 2016
Органами прокуратуры Витебской области,  проводится  постоянная и целенаправленная работа по противодействию коррупции и экономической преступности, по координации деятельности государственных органов в данном направлении. Совместными усилиями всех заинтересованных ведомств достигнуты определенные  результаты  по  предупреждению, выявлению  и пресечению фактов коррупции.

В соответствии с действующим Порядком формирования сведений о коррупционных преступлениях  в Витебской области  за 12 месяцев  2015 г. учтено 177 коррупционных преступлений, что на 2 преступления меньше чем в 2014 году.


Удельный вес коррупционных преступлений в общем количестве зарегистрированных по области преступлений составляет 1,56 % (по республике в целом – 1,65 %).   В составе коррупционной преступности преобладают факты взяточничества  и хищений путем злоупотребления служебными полномочиями.


Наибольшее количество преступлений данной категории зарегистрировано  в  г. Витебске (52), г. Новополоцке (33), Оршанском районе и г.Орша (30).


 По отраслям и сферам деятельности наибольшее количество коррупционных преступлений в анализируемом периоде зарегистрировано в области здравоохранения – 34,  в сфере транспорта - 23, в области сельскохозяйственного производства, в сфере  торговли –  по 20 преступлений анализируемой категории.  5 коррупционных преступлений совершено работниками местных органов власти, 2 преступления – сотрудниками правоохранительных органов. 


По учтенным в области коррупционным преступлениям установлен материальный ущерб на общую сумму 4,7 млрд. руб.,  из которых возмещено  1,8 млрд. рублей, наложен арест на имущество на общую сумму  2,4 млрд. рублей.   


Всего за совершение коррупционных преступлений в истекшем году в области к ответственности  привлечено  85    лиц.     В том числе  к ответственности привлечено:  2 представителя власти,  3 должностных лица занимавших ответственное положение, 34 лица занимавших должности, связанные с выполнением  организационно-распорядительных функций (в том числе 13 руководителей юридических лиц).


Так, в 2015 году осуждены  за получение взяток начальник инспекции гостехнадзора г. Витебска, должностные лица полигона ТБО КУП «Оршанская спецавтобаза»,  УО «Витебский учебно-курсовой комбинат подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров», РУСП «Белтехосмотр», Поставского БООР, преподаватели УО «Витебский государственный индустриально-педагогический колледж», объединенной организационной структуры республиканского общественного объединения ДОСААФ,  врачи поликлиники № 2 г. Витебска,   поликлиники № 1 УЗ Новополоцкой ЦГБ.


Анализ причин и условий, совершаемых коррупционных правонарушений, показывает, что наиболее распространенными причинами их совершения  остаются корыстные мотивы - стремление должностных лиц к личному обогащению, незаконному получению материальных ценностей,    а также желание должностных лиц скрыть недостатки и упущения в работе, избежать материальной и дисциплинарной ответственности, создать видимость экономического благополучия, выполнить доведенные показатели в работе и т.п.  Во многом способствуют совершению преступлений и низкий уровень трудовой и производственной дисциплины в организациях, отсутствие должной системы контроля руководителей за служебной деятельностью подчиненных сотрудников. 


За 2015 год органами прокуратуры области проведено 129 проверок по вопросам исполнения антикоррупционного законодательства. По результатам надзора за исполнением законодательства о борьбе с коррупцией возбуждено 19 уголовных дел, внесено 419 актов надзора, по требованию прокуроров к различным видам ответственности привлечено 344 человека, во внесудебном порядке возмещен ущерб на общую сумму более 254 млн. рублей.

Проверки по названным выше вопросам проводились в организациях торговли и общественного питания, на ряде предприятий, входящих в систему государственного объединения «Витебский концерн «Мясо-молочные продукты», на Витебском областном коммунальном унитарном предприятии по строительству и эксплуатации мелиоративных и водохозяйственных систем «Витебскмелиоводхоз» и его дочерних предприятиях, в территориальных коммунальных унитарных предприятиях, входящих в систему КУП «УКС Витебского облисполкома», в ГКУ «Витебская областная филармония», ГУ «Витебская областная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений», территориальных государственных учреждениях гигиены и эпидемиологии, территориальных органах инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, организациях, подчиненных Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, структурных подразделениях местных исполнительных и распорядительных органов.

Результаты надзорной работы на данном направлении свидетельствуют о том, что деятельность государственных органов и организаций по борьбе с коррупцией недостаточна.

В частности, распространены нарушения в части организации работы по противодействию коррупции, обеспечения сохранности собственности государственных предприятий, предприятий со значительной долей государства в уставном фонде, рационального использования основных и оборотных средств. До настоящего момента не обеспечен должный финансовый контроль за лицами, обязанными декларировать свои доходы и имущество.

Отсутствует эффективный контроль за соблюдением правовых запретов, установленных в целях разграничения служебных (трудовых) обязанностей и личных, групповых и иных внеслужебных интересов государственных должностных и приравненных к ним лиц.

В частности, прокуратурой г. Новополоцка при проведении плановой проверки ОАО «Новополоцклифт» установлено, что начальник участка данного предприятия при назначении на указанную должность (10.12.2012) дал обязательство о соблюдении ограничений, предусмотренных ст. 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». При этом последний с 09.02.2011 зарегистрирован в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве индивидуального предпринимателя и состоит на учете в ИМНС по г. Новополоцку, являясь плательщиком налогов с применением упрощенной системы налогообложения.

В целях устранения отмеченных недостатков в организации работы по предупреждению коррупции прокуратурой г.Новополоцка внесено соответствующее представление, по  требованию прокуратуры начальник участка привлечен к дисциплинарной и административной ответственности (ч. 3 ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь).

При установлении фактов коррупционных правонарушений органами прокуратуры принимаются меры по восстановлению прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации иных вредных последствий.

В частности, органами прокуратуры области в прошлом году  принесены протесты на фиктивные решения об отчуждении имущества предприятий со значительной долей государства в уставном фонде.

Так, прокурором Городокского района в ноябре 2015 г. опротестован ряд решений общего собрания акционеров ОАО «Городокский райагропромснаб» (более 99 % акций находится в собственности района) о продаже жилых помещений предприятия, построенных с привлечением льготных кредитов ОАО «Белагропромбанк» работникам данного предприятия. Основанием для принесения протестов явилось нарушение порядка принятия подобных решений, а также неправильный расчет суммы, подлежащей уплате за жилые помещения. В результате подобной оценки общая разница в стоимости отчужденного имущества составила более 400 млн. рублей.

Практика прокурорского надзора в сфере закупок показывает, что при закупках товаров (работ, услуг) по прежнему имеют место случаи несоблюдения установленных процедур закупок, неэффективное и неэкономное расходование бюджетных денежных средств, допускаются нарушения, связанные с вопросами планирования государственных закупок, размещением информации о проведении закупок, нарушения порядка проведения конкретных процедур закупок, заседаний конкурсных комиссий, имеются недостатки в оформлении документов о закупках.

Распространенными правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются принятие локальных актов, определяющих порядок проведения процедур закупок в государственных органах и организациях, содержащих положения не соответствующие действующему законодательству в указанной сфере и ухудшающие права потенциальных участников процедур закупок.

К примеру, в марте-апреле текущего года организован и проведен мониторинг соблюдения требований законодательства о государственных закупках в части своевременного размещении годовых планов закупок, а также изменений и дополнений к ним. Проведенными проверками нарушения требований ст. 18 Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», п. 10 Положения о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778, установлены в Браславском, Витебском, Верхнедвинском, Глубокском, Городокском, Докшицком, Дубровенском, Лепельском, Миорском, Оршанском, Полоцком, Россонском, Толочинском, Ушачском, Чашникском, Шарковщинском и Шумилинском районах.

Всего в сфере закупок за 2015 год проведена 61 проверка, внесено 155 актов надзора. По требованию прокуроров к различным видам ответственности привлечено 136 должностных лиц.

Органами прокуратуры Витебской области и в дальнейшем будет проводиться работа, направленная на системное противодействие коррупции, устранение причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям. 

Отдел прокуратуры

 

Витебской области

 

по борьбе с коррупцией

 

и организованной преступностью

Версия для печати
Все новости