В
соответствии со ст.4.5 КоАП Республики Беларусь к таким правонарушениям
относятся, в частности, умышленное причинение телесного повреждения и иные
насильственные действия либо нарушение защитного предписания (ст.9.1); клевета (ст.9.2); оскорбление (статья 9.3);
присвоение найденного имущества (статья 10.6);
причинение имущественного ущерба (статья 10.7);
уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных
культур или насаждений (статья 10.8);
умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);
нарушение правилдорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее
причинение потерпевшему легкого телесного повреждения (часть 1
статьи 18.17); нарушение правилдорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения (часть 4 статьи
18.23) в случае причинения пешеходом, лицом, управляющим
велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном
движении и не управляющим транспортным средством, потерпевшему легкого
телесного повреждения либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного
покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества.
Административный процесс за совершение вышеназванный деяний может быть начат только при наличии заявления потерпевшего либо его законного представителя о привлечении правонарушителя к административной ответственности.
Отсутствие такого заявление, а также примирение потерпевшего с правонарушителем до вынесения постановления по делу исключает привлечение виновного лица к ответственности.
Вместе с тем, ст.9.4 ПИКоАП Республики Беларусь сделано исключение из вышеназванного правила. Содержащейся в данной статье нормой предусмотрено право прокурора начать административный процесс за совершение деяний, предусмотренных ст.9.1 КоАП Республики Беларусь (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания), либо дать письменное поручение органу внутренних дел о его начале и при отсутствии требования потерпевшего. Начатый таким образом административный процесс не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего (законного представителя) с нарушителем.
Данное отступление от правила призвано защитить потерпевших, лишенных по каким-либо причинам возможности самостоятельно себя защитить либо не желающих этого делать, подвергая при этом свою жизнь и здоровье опасности.
Старший прокурор отдела по надзору
за исполнением законодательства и
законностью правовых актов Ирина
Крюковская
Версия для печати