Действовать
в интересах детей. На это нацелил представителей
власти Придвинья, курирующих социальные вопросы, и государственные службы
заместитель председателя облисполкома Владимир Терентьев на совместном заседании
областного координационного совета по контролю за реализацией Декрета №18 и
комиссии по делам несовершеннолетних.
В его ходе поднимались
актуальные проблемы, участники искали пути их решения. Действующий на
протяжении 10 лет Декрет №18 призван, с одной стороны, обеспечить защиту прав и
законных интересов детей в неблагополучных семьях, а с другой, — повысить
ответственность родителей, обязав возмещать расходы, затраченные государством
на содержание их чад. Всегда ли эффективно и без осечек заинтересованным
структурам удается соединить в единое целое эти элементы?
Выявленные в работе
государственных органов по реализации Декрета №18 пробелы при организации труда обязанных лиц, а в нашем регионе их
2178, стали лейтмотивом обсуждения. Они
были взяты за основу внесения прокуратурой области представления по устранению
таких недостатков.
Старший помощник прокурора
области Антон Волков, анализируя ситуацию на Витебщине, отметил, что уровень возмещения обязанными лицами средств на содержание
изъятых из семьи детей в государственных учреждениях снизился с 58,8% в 2014
году до 53,6% в 2015-м. Крайне
низкие показатели за последние два года по-прежнему остаются в Миорском,
Шарковщинском и Шумилинском районах. Одна
из причин — непринятие необходимых организационно-практических мер по
выполнению требований документа, отсутствие надлежащего взаимодействия между субъектами
профилактики.
Вернуть затраченные на воспитание
детей средства государству — первостепенная задача. Решить ее горе-родители
могут лишь одним путем — трудоустроившись. Субъекты профилактики имеют множество рычагов воздействия
на тех, кто ранее имел проблемы с законом.
Вместе с тем далеко не все руководители
предприятий, учреждений готовы вступить с проблемным контингентом в трудовые
правоотношения, ведь Декрет №18 предполагает строгий спрос с самого нанимателя.
Поэтому представителям власти и заинтересованным службам необходимо работать в
единой сцепке с работодателями обязанных лиц, обратил внимание Владимир
Терентьев.
Не менее актуальными для такой категории
граждан остаются несоответствие условий трудового договора требованиям Декрета
№18, небольшая зарплата, которую иногда получают в натуральной форме. Отсюда у
нерадивых родителей появляется финансовый долговой шлейф. Поэтому для
увеличения возмещения обязанными лицами расходов на содержание детей рядом
организаций и предприятий районов применяются дополнительные меры по их
занятости, перетрудоустройству на более оплачиваемую работу. Ответственные
службы буквально навязывают обязанным лицам шанс на новую жизнь, а взамен получают
— прогулы, бесконечные метания с места на место, нарушения положений декрета, естественно, сказывающиеся на зарплате и на проценте
возмещения.
Неверно действуют и сами наниматели, которые не всегда ведут надлежащий учет рабочего времени своих
подопечных, несвоевременно сообщают в управления по труду, занятости и
социальной защите, органы внутренних дел о неявке граждан на работу. Убеждение практически
бесполезно в борьбе с теми, кто не желает начать новую жизнь. Реальность
требует усовершенствованных мер профилактического воздействия. Административные
аресты по ст.9.27 КоАП за прогулы — новый шаг в работе с нерадивыми родителями.
Появившийся в прошлом году подобный законодательный инструмент, по словам начальника
отдела надзорно-исполнительной деятельности УВД облисполкома Андрея Захарова, в
ряде районов достаточно эффективен — «отдохнувшие» в изоляторе временного
содержания не изъявляют желания подвергнуться подобной процедуре повторно. Но
иногда обязанные лица провоцируют власть и закон на принятие более строгих мер.
Так, в регионе возросло количество уклонистов,
которые не возмещают средства на содержание детей. К такой категории граждан
применяются меры уголовной ответственности, вплоть до лишения свободы.
Прокурорские проверки также показали, что при
организации работы с обязанными лицами имеются недостатки на уровне
управленческой деятельности, когда принимаются формальные решения местной
властью и потом ненадлежащим образом контролируется их исполнение. Владимир
Терентьев подчеркнул,
что такой подход в работе всех служб по данному вопросу должен быть исключен. Для
устранения выявленных нарушений были предложены конкретные меры, выработан алгоритм действий, составлена своеобразная «карта»
деятельности по всем направлениям. Работая над реализацией норм Декрета №18, представители
власти в текущем году ставят перед собой задачу на более раннем уровне выявлять
семейное неблагополучие, обеспечив согласованную деятельность всех
заинтересованных служб. «Если правильно
координировать работу, будет результат», — акцентировал внимание заместитель
председателя облисполкома. Всем
субъектам профилактики следует сплотиться для выполнения
общей задачи по предупреждению
социального сиротства, возвращению семейного благополучия.
Ольга
БУЛАВКА, «Витебские вести».