Нарушения, регулярно выявляемые прокурорами в ходе проверок, свидетельствуют о том, что одним из направлений финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия (организации), независимо от формы собственности, наиболее подверженным коррупционным рискам, является сфера закупок товаров (работ, услуг), в которой «скрыты» значительные возможности для противоправного лоббирования интересов конкретных юридических и физических лиц, извлечения выгоды.
Несмотря на достаточно четкую нормативную регламентацию отношений в данной сфере, практика прокурорского надзора, а также анализ сведений, поступающих от правоохранительных и контролирующих органов, свидетельствует о том, что по-прежнему распространены факты нарушения порядка проведения закупок, необоснованного ограничения доступа к участию в процедурах, манипулирования конкурсными документами, случаи необъективной оценки предложений участников закупок, скрывающие за собой лоббирование интересов конкретных поставщиков и подрядчиков.
В этой связи, реализуя меры по противодействию коррупционным проявлениям в экономике, в первую очередь, внимание прокуроров сконцентрировано именно на сфере закупок (как за бюджетные, так и за собственные средства).
В частности, в текущем году большинство прокурорских проверок антикоррупционного законодательства затрагивало указанную сферу. Практически половина актов прокурорского надзора (74 из 168, или 44 %) внесена в связи с выявлением нарушений в сфере закупок. Каждое третье должностное лицо (93 из 270), привлеченное к ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства, допустило нарушения в области государственных закупок.
Стоит отметить, что нарушение порядка проведения процедур закупок статьей 25 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» отнесено к правонарушениям, создающим условия для коррупции, и за его совершение лица подлежат привлечению к установленной законом ответственности.
К тому же, с 1 июля 2019 г. вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», действие которой не распространяется на государственные закупки, если процедуры государственных закупок начаты или договоры заключены до вступления в силу новой редакции Закона. В развитие данной темы ряд нормативных правовых актов утратил силу, «освободив» место новому законодательству.
Кроме того, с 01.07.2019 процедуры закупок при строительстве, финансируемые полностью либо частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, регламентированы Указом Президента от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». Новые правила в закупках при строительстве будут действовать два года в период с 01.07.2019 до 01.07.2021.
С учетом изложенного, внимание субъектов хозяйствования, а также руководителей предприятий и организаций, должностных лиц, ответственных за организацию и проведение закупок, должно быть обращено на безусловное и неукоснительное выполнение требований антикоррупционного законодательства и законодательства о закупках товаров (работ, услуг).
Данная сфера взята прокурорами Витебщины под особый контроль.
Прокурор отдела по борьбе с коррупцией
и организованной преступностью
прокуратуры области
Вера Ларькова