Настройки
Настройки шрифта
Tahoma
Times New Roman
Размер
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Витебский областной исполнительный комитет

Выявлены нарушения законодательства, регулирующего вопросы обеспечения надлежащего функционирования мест погребения

12. 04. 2018

Немаловажной сферой деятельности местных исполкомов является обеспечение надлежащего функционирования общественных, вероисповедных мест погребения, воинских захоронений и захоронений жертв войн, выявление старых и неизвестных могил в целях сохранения памяти об отдельных гражданах, событиях национальной истории, приумножения историко-культурного наследия. Проведенной органами прокуратуры Витебской области проверкой практически во всех регионах области выявлены нарушения законодательства, регулирующего эти вопросы.

Так, повсеместно не организована надлежащая работа по инвентаризации мест погребения в целях выявления самовольных захоронений и участков для захоронений, на которых находятся разрушенные надмогильные сооружения, степень разрушения которых исключает их ремонт и восстановление (Браславский, Глубокский, Ушачский, Шарковщинский, Шумилинский, Миорский, Дубровенский, Чашникский районы и др.).

В соответствии с законодательством все участки для захоронения подлежат государственному учету, что на практике зачастую не соблюдается (Дубровенский, Шарковщинский, Чашникский  и иные районы). В то же время недостатки при осуществлении государственного учета мест захоронения отрицательно сказываются на формировании государственной централизованной автоматизированной информационной системы «Регистр населения», основу которой составляет база персональных данных физических лиц, в том числе о месте захоронения.

Далеко не все благополучно с благоустройством мест погребения. В частности, многие кладбища не оборудованы площадками для временного хранения отходов, допускается несвоевременный их вывоз, в результате образуются свалки мусора, остатков древесно-кустарниковой растительности и использованных ритуальных принадлежностей непосредственно на месте погребения или за его ограждением, в том числе недалеко от жилых домов в сельской местности. Не всегда своевременно принимаются меры по удалению находящихся в аварийном состоянии деревьев, ремонту ограждений и устранению иных недостатков в части благоустройства мест погребения (Бешенковичский, Городокский, Шумилинский, Витебский, Ушачский, Толочинский, Лепельский, Докшицкий и другие регионы).

По положениям законодательства участки земли, на которых расположены старые могилы, могут быть использованы лишь под зеленые насаждения, на этой территории не допускается возведение капитальных строений (за исключением мемориальных и культовых). Между тем, на местах не всегда принимаются должные меры по определению границ занятых старыми могилами территорий, решению их правовой судьбы в целях недопущения неправомерного использования таких территорий. Как результат, имеются старые неучтенные захоронения, находящиеся в заброшенном состоянии, заросшие кустарниковой растительностью и травой, с поврежденными надгробиями, что в целом негативно сказывается на внешнем облике населенных пунктов (Глубокский, Поставский, Шарковщинский, Браславский и некоторые иные районы).

Не во всех случаях местными Советами депутатов приняты решения о закрытии мест погребения, несмотря на то, что захоронения на них фактически не производятся длительное время (Миорский, Россонский, и другие районы). По большинству имеющихся мест погребения не оформлены правоудостоверяющие документы на земельные участки.

Исполкомами не организована должным образом работа по выявлению мест погребения, которым может быть присвоен статус историко-мемориального места погребения. А это такие места погребения, где захоронены знаменитые и выдающиеся личности, лица, имеющие заслуги перед государством и обществом, расположены историко-культурные ценности, уникальные объекты культового назначения и материальные объекты, обладающие отличительными художественными свойствами для придания им статуса историко-культурной ценности, места массового захоронения граждан. Такого рода объекты установлены в г.Витебске, г.Полоцке, Глубокском, Миорском районах и некоторых иных регионах, в связи с чем местным исполкомам предложено рассмотреть вопрос об инициировании перед облисполкомом присвоения данным объектам статуса историко-мемориального места погребения.

В целях устранения выявленных нарушений и наведения порядка в данной сфере прокурорами подготовлено более 15 актов прокурорского надзора, в том числе прокуратурой области внесено соответствующее представление в Витебский облисполком.

Старший помощник прокурора области Елена Козлова.

Версия для печати
Все новости