Немаловажной сферой деятельности местных исполкомов является обеспечение надлежащего функционирования общественных, вероисповедных мест погребения, воинских захоронений и захоронений жертв войн, выявление старых и неизвестных могил в целях сохранения памяти об отдельных гражданах, событиях национальной истории, приумножения историко-культурного наследия. Проведенной органами прокуратуры Витебской области проверкой практически во всех регионах области выявлены нарушения законодательства, регулирующего эти вопросы.
Так, повсеместно не организована надлежащая работа по инвентаризации мест погребения в целях выявления самовольных захоронений и участков для захоронений, на которых находятся разрушенные надмогильные сооружения, степень разрушения которых исключает их ремонт и восстановление (Браславский, Глубокский, Ушачский, Шарковщинский, Шумилинский, Миорский, Дубровенский, Чашникский районы и др.).
В соответствии с законодательством все участки для захоронения подлежат государственному учету, что на практике зачастую не соблюдается (Дубровенский, Шарковщинский, Чашникский и иные районы). В то же время недостатки при осуществлении государственного учета мест захоронения отрицательно сказываются на формировании государственной централизованной автоматизированной информационной системы «Регистр населения», основу которой составляет база персональных данных физических лиц, в том числе о месте захоронения.
Далеко не все благополучно с благоустройством мест погребения. В частности, многие кладбища не оборудованы площадками для временного хранения отходов, допускается несвоевременный их вывоз, в результате образуются свалки мусора, остатков древесно-кустарниковой растительности и использованных ритуальных принадлежностей непосредственно на месте погребения или за его ограждением, в том числе недалеко от жилых домов в сельской местности. Не всегда своевременно принимаются меры по удалению находящихся в аварийном состоянии деревьев, ремонту ограждений и устранению иных недостатков в части благоустройства мест погребения (Бешенковичский, Городокский, Шумилинский, Витебский, Ушачский, Толочинский, Лепельский, Докшицкий и другие регионы).
По положениям законодательства участки земли, на которых расположены старые могилы, могут быть использованы лишь под зеленые насаждения, на этой территории не допускается возведение капитальных строений (за исключением мемориальных и культовых). Между тем, на местах не всегда принимаются должные меры по определению границ занятых старыми могилами территорий, решению их правовой судьбы в целях недопущения неправомерного использования таких территорий. Как результат, имеются старые неучтенные захоронения, находящиеся в заброшенном состоянии, заросшие кустарниковой растительностью и травой, с поврежденными надгробиями, что в целом негативно сказывается на внешнем облике населенных пунктов (Глубокский, Поставский, Шарковщинский, Браславский и некоторые иные районы).
Не во всех случаях местными Советами депутатов приняты решения о закрытии мест погребения, несмотря на то, что захоронения на них фактически не производятся длительное время (Миорский, Россонский, и другие районы). По большинству имеющихся мест погребения не оформлены правоудостоверяющие документы на земельные участки.
Исполкомами не организована должным образом работа по выявлению мест погребения, которым может быть присвоен статус историко-мемориального места погребения. А это такие места погребения, где захоронены знаменитые и выдающиеся личности, лица, имеющие заслуги перед государством и обществом, расположены историко-культурные ценности, уникальные объекты культового назначения и материальные объекты, обладающие отличительными художественными свойствами для придания им статуса историко-культурной ценности, места массового захоронения граждан. Такого рода объекты установлены в г.Витебске, г.Полоцке, Глубокском, Миорском районах и некоторых иных регионах, в связи с чем местным исполкомам предложено рассмотреть вопрос об инициировании перед облисполкомом присвоения данным объектам статуса историко-мемориального места погребения.
В целях устранения выявленных нарушений и наведения порядка в данной сфере прокурорами подготовлено более 15 актов прокурорского надзора, в том числе прокуратурой области внесено соответствующее представление в Витебский облисполком.
Старший помощник прокурора области Елена Козлова.
Версия для печати