Вопросы эффективного и законного принудительного исполнения имеют особое значение в деятельности системы государственных органов, поскольку именно на этой завершающей стадии любого процессуального производства возможна реализация тех прав и требований, которые не были соблюдены должником в ходе взаимодействия с другими участниками общественных отношений.
Необходимость принудительного исполнения обусловлена как объективными факторами, когда в силу отсутствия денежных средств, иного имущества должник не может оперативно исполнить свою обязанность, так и субъективными факторами, когда он в силу своей недобросовестности не желает ее исполнять, и возникает необходимость в применении мер принуждения.
Каждая ситуация индивидуальна и требует баланса усмотрения и принуждения, соблюдения прав не только взыскателя, но и должника. Поэтому роль органов прокуратуры по осуществлению надзора на данном направлении заключается в проверке соблюдения судебными исполнителями процессуальных сроков, прав сторон исполнительного производства, своевременности и полноты исполнительных действий и мер обеспечения принудительного исполнения, правильности делопроизводства.
Выявляемые нарушения законодательства об исполнительном производстве становятся предметом обстоятельного их анализа со стороны прокурорских работников, что позволяет также установить причины и условия возникновения недостатков в работе органов принудительного исполнения. Итогом такой кропотливой и объемной работы прокуроров выступают соответствующие представления, вносимые руководителям территориальных органов принудительного исполнения. За 2018 г. органами прокуратуры Витебской области было подготовлено 40 таких актов надзора.
Проблемы принудительного исполнения, требующие наиболее оперативного и принципиального реагирования, немедленного предупреждения их повторного возникновения в истекшем году были решены путем внесения прокурорами 13 предписаний.
В 2018 г. индивидуальные правовые акты, вынесенные судебными исполнителями Витебской области с нарушениями действующего законодательства, в 38 случаях были опротестованы начальникам отделов принудительного исполнения и в суд. При этом дела, возбужденные судами по 7 протестам органов прокуратуры, были рассмотрены в апелляционных инстанциях Витебского областного суда и Экономического суда Витебской области, в результате чего первоначальные судебные постановления об удовлетворении протестов прокуроров оставлены без изменения.
В текущем году большее распространение в деятельности органов прокуратуры по надзору за соблюдением законодательства органами принудительного исполнения призвана получить превентивная функция: не допустить повторное нарушение судебными исполнителями норм действующего законодательства путем вынесения им официальных предупреждений.
Дальнейшая работа по совершенствованию прокурорского надзора в обозначенном направлении будет способствовать повышению эффективности решения задач исполнительного производства и укреплению законности в деятельности органов принудительного исполнения.
Прокурор отдела прокуратуры
области
по надзору за соблюдением
законодательства
органами УИС и ПИ Д.Плоскунов