Витебской транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения одним из поднадзорных предприятий требований Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 15.07.2015 №305-З (далее – Закон) в части соблюдения должностными лицами ограничений, установленных статьями 17–20 Закона.
Результаты проведенного анализа показали, что в целом на предприятии требования указанного законодательства соблюдаются. Фактов осуществления предпринимательской деятельности в настоящее время работниками не установлено. Вместе с тем в ходе анализа установлено, что отдельными должностными лицами ранее нарушались ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц.
Статьей 17 Закона предусмотрено, что государственное должностное лицо не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение.
Вопреки указанным требованиям отдельные работники, будучи государственными должностными лицами, состояли на учете в районных ИМНС Республики Беларусь в качестве индивидуальных предпринимателей.
Установлен факт, когда работник зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в должность государственного должностного лица, и, несмотря на то, что предпринимательской деятельности не занимается, из ЕГР сведения об его регистрации по-прежнему не исключены. Его деятельность в настоящее время находится в стадии ликвидации.
В данном случае работник фактически не занимается предпринимательской деятельностью, направленной на извлечение выгоды и формально установленный запрет не нарушает, но имеет возможность возобновить ее.
Также установлено, что приказом руководителя предприятия утвержден перечень должностей и профессий, при приеме на которые требуется подписание обязательств по соблюдению ограничений, установленных Законом. При этом форма подписанных обязательств едина для всех должностных лиц указанного перечня и содержит запрет на выполнении иной оплачиваемой работы, не связанной с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы.
Вместе с тем, согласно ч.2 ст.17 Закона запрет на выполнении иной оплачиваемой работы, не связанной с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы, распространяется лишь на руководителя государственной организации, его заместителей и главного бухгалтера.
Следовательно,такой запрет распространяется лишь на заместителей начальника и главного бухгалтера.
Установлены случаи, когда обязательства по соблюдению ограничений взяты с кладовщиков и рядовых бухгалтеров, должностные обязанности которых не предполагают выполнения организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных функций, в связи с чем антикоррупционные ограничения на данную категорию лиц не распространяются.
Подобные нарушения способствуют необоснованному ограничению прав и свобод лиц, занимающих указанные должности.
К лицам, занимающим должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, необходимо относить лиц, осуществляющих руководство деятельностью учреждения, организации или предприятия, их структурных подразделений, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы работников, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т.п.
В адрес руководителя предприятия внесено представление об устранении нарушений антикоррупционного законодательства, причин и условий, им способствующих.
Витебский
транспортный прокурор
старший
советник юстиции А.А. Цариков