В город на берегах Двины студенты-приятели Якушев Дмитрий и Баранов Сергей прибыли вечерним дизель-поездом из Смоленска. Баранов -гражданин Российской Федерации, Якушев же хоть и являлся белорусом, витебчанином, но уже несколько лет как проживал в сопредельном Смоленске, где даже обзавелся семьей. Познакомились же молодые люди в местном университете искусств, и к моменту описываемых событий являлись его выпускниками. Оба лелеяли мечту стать режиссерами, однако пока перебивались подработками в одном из смоленских же домов культуры. В Витебск Якушев приехал с определенной целью - навестить мать, Баранов же последовал за ним за компанию, а заодно и ознакомиться с достопримечательностями и жизнью города-побратима.
Надо сказать, что покидали вагон дизеля парни в добром подпитии и в соответствующем расположении духа. Позже, уже во время следствия, оба, словно соревнуясь в памяти и математике, пытались восстановить, сколько же пива употребили во время пути. Указали даже на этикетки опустевших бутылок и их объем, но в цифрах не сходились: 2.5...3.5? Где-то так... А тот факт, что еще до поездки раздавали бутылку водки, припомнили оба. Даром, что люди творческие...
Мать Якушева навестили скорее для того, чтобы сказать короткое «Здрасьте!», бросить через порог дорожные сумки, наспех перекусить и выйти в город. Благо, был май, вечера стояли длинные и теплые, а молодая кровь, наполненная гормонами и бродившим по венам алкоголем, будоражила воображение. Для полноты впечатлений зарядились и еще несколькими «полторахами» пива. Сперва выпили дома, потом во дворе, а когда уже окончательно сгустились сумерки, оба пошли любоваться огнями вечернего города.
Одна из основных местных достопримечательностей - Площадь Победы и Аллея Славы - находилась буквально за углом дома, и несмотря на время суток и пору года, территория эта освещена уличными фонарями. Площадь Победы - не просто символичный монументальный городской комплекс, а Аллея Славы, наполненная образцами военной техники, дополнение к нему. Эта часть города обладает особой энергетикой, аурой, и человек, сколько бы раз не попадал сюда, каждый раз испытывает положительные эмоции. Тут же в летние месяца установлены аттракционы для детей, торговые палатки для тех, кто по старше, и пивные павильоны для всех остальных. По выходным даже поздним вечером тут вечная толчея, но парни пожаловали на площадку уже за полночь, когда торговые палатки были прикрыты, а аттракционы отключены. И все же запоздалых посетителей никто отсюда не прогонял, а безлюдная площадка с павильонами и аттракционами так напоминала обоим декорации к фильму-постапокалипсису, что оба тут же приступили к ее исследованию. Однако, видно, все же понимая, что опасаться им некого, правила предосторожности отвергли напрочь. Что в палатке с логотипом «Кока-кола»? Отчего закрыт холодильник и что в нем внутри? Открыть не получилось, но оторванная ручка за ненадобностью отлетела на парапет... Почему автомат для розлива пива не работает? Как не крутили краники, выдавить из них хотя бы каплю не удалось. В закипи негодования перевернув автомат, двинулись к следующей палатке, где повторили тоже, да еще и помяли холодильную установку... Разрушили и третью палатку, находившуюся по пути, сорвав с нее тент, чтобы размахивать им как победители знаменами. И все эти действия парни совершали с ором и гоготом, входя в образ не то яростных тиффози, не то обычной гопоты. Проходя мимо биотуалета Якушев попытался опрокинуть его ударом ноги, но спортсмен из него был посредственный, и будка устояла.
Пройдя чуть дальше, они достигли автостоянки, где внимание обоих привлек отливающий холодом стальной корпус «БМВ» пятой модели. Конечно, лезть в машину никто не стал, но проверить прочность корпуса и узнать, установлена ли в машине сигнализация, все же решили. Жесть «бэхи» оказалась не дамасской, а сигнализация так и не послала владельцу тревожные сигналы, и радуясь этой находке оба проследовали в ближайший парк.
Воздух хмелил по крепче выпитого накануне пива. Хотелось веселиться, и любое слово отдавалось им прямо-таки КВН-ской шуткой! Кровь кипела и требовала действий. Во встреченный по пути бассейн бросили скамейку, оторвав ее от бетонных плит, несмотря даже на то, что та была прикручена к бетону болтами!
Далее же произошло нечто и вовсе мистическое. На пустыре, где раздавалось только два зычных голоса, приятелям удалось...потерять друг друга! Наверное, головы закружило так, что обоих повело по сторонам в поисках друг друга, и новых приключений. Но при этом парни удалялись друг от друга, и если Баранов так и брел по парковой зоне, то Якушев изменил маршрут, и пошел в обратном направлении, выкрикивая в ночной воздух имя дружка. А тот, то ли не слышал криков из-за шума в голове, то ли был уже далеко, и голос Якушева просто тонул среди нетронутых палаток, но скорее всего просто был не в состоянии что-либо ответить в той же манере. Ведь в отличие от
Якушева, взятого под ручки сотрудниками ОМОНа близ одной из развороченных палаток, Баранова поднимали буквально с земли, и тот даже в «опорке» долго не мог придти в себя.
А когда же утром вчерашний хмель прошел, оба еще долго вникали в последствия произошедших событий. И картина эта была точь в точь как в данелиевском Шурике, отличившемся на Кавказе, и виновно, не теряя интеллигентства, вопрошая: «Простите, а церковь тоже я?»...
До разрушения церкви или памятников, слава Богу, не дошло, а вот ущерб имуществу, хранящемуся в палатках, был причинен вполне реальный. Особо скверно было на душе владельцу БМВ, гражданина одной из закавказских республик, который буквально накануне забрал автомобиль после проведенного кузовного ремонта. Новый же обошелся на сумму 5 млн.рублей.
Быть может, воплотив мечты о профессии режиссера в жизнь, Якушев и Баранов совместными усилиями снимут поучительный фильм-наставление, основанный на личном опыте, но на первых порах, дожидаясь суда, обоим остается только каяться в своих поступках, выплачивать образовавшиеся долги в счет возмещения ущерба и гнать от себя грешные мысли по поводу употребления спиртного!
...Теми же вечерами близ железнодорожного вокзала группа не совсем трезвой молодежи, несмотря на позднее время, не спешила расходиться по домам. Еще совсем недавно часть из них вернулась из травмопункта больницы, в которую доставили одного из товарищей, и этот инцидент еще долгое время был в основе разговоров... Причиной же обращения к врачу стало, если угодно выразиться, неосторожное обращение с оружием. Не боевым, иначе последствия были бы иные, и компании в тот вечер не суждено было бы собраться вновь.
Жека Шульц приобрел немецкий пневмоствол в России еще зимой, и порой носил его при себе, демонстрируя приятелям. Пистолет, который было и не отличить от боевого, дополнял образ крутого парня Шульца в глазах сверстников, которым не было и 20-ти. В тот вечер он и двое товарищей выбрались на пустырь, дабы пристрелять пистолет, используя в качестве мишеней бутылки. Однако затея не удалась -Леха Соловьев, заряжая пистолет, непроизвольно нажал на спуск, повредив себе руку. С этой раной его и доставили в травмопункт, а «занятие по стрельбе» отложили.
Долго в травмопункте Леха не задержался, и с перевязанной рукой вместе с Шульцем и еще одним дворовым дружком вернулись в район вокзала, где уже успели наметить встречу с подружками. Устроились на одной из скамеек близ переходного пешеходного моста, тянувшегося над железнодорожными путями. Постепенно компания разрасталась, много шутили. От пива мало кто отказывался. Леха геройствовал раной, его подружка умилялась выдержке милого, не проронившего ни слезинки, а Шульц на просьбы показать ствол, демонстрировал его из рук. Наверное, во избежание самострела!
Правда, для отдельных девчонок он делал исключение, позволяя им взять оружие в руки - уж очень интересно было посмотреть, как смотреться оно в холеных девичьих пальчиках. Кто-то предложил перещелкать оставшиеся в магазине патроны по пустым бутылкам, но не то глазомер подводил подвыпивших стрелков, не то мишени действительно не было видно в тусклом свете одинокого фонаря, и затея быстро наскучила.
Кто-то предложил узнать, насколько далеко бьет заряд, и Шульц, окинув взглядом площадку, на глаз определил мишень - опоры переходного моста. Выстрелил несколько раз, и в тишине затаившей дыхание компании отчетливо услышал треск стекла - треснули стеклянные панели. И хотя врассыпную никто не бросился, компания быстро свернула посиделки. Сам же Шульц вернулся домой, выбросив по пути пустую обойму. Пистолет спустя несколько дней передарил одному из товарищей на день рождения.
Однако «подарочек» изъяли буквально на следующие сутки сотрудники ОВД на транспорте. Дальнейшая экспертиза показала, что именно из этого ствола были проведены выстрелы, повредившие стекла перехода.
Шульц всю вину за случившееся взял на себя - по чести. Да и к чему было упорствовать и пытаться возложить ее на некое неустановленное лицо. Камеры видеонаблюдения и один случайный прохожий, проходивший как раз по переходу в момент «обстрела», вывели на Шульца, как на лицо, причинившего ущерб ТРУП «Витебское отделение Белорусской железной дороги» на сумму более чем полтора миллиона рублей.
Однако помимо суммы ущерба, вечерняя забава стоила Шульцу обвинения в преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 339 УК Республики Беларусь (хулиганство), со всеми вытекающими и далеко не благоприятными для него лично последствиями.
Аналогичные обвинения были предъявлены и несостоявшимся режиссерам Якушеву и Баранову за их «прогулку», но поскольку суд еще не поставил точку в злоключениях основных фигурантов данных уголовных дел, их имена и фамилии мы изменили.
Комментарий Витебского транспортного прокурора старшего советника юстиции Царикова А.А.:
«Антиобщественное поведение в целом формируется в совокупности таких факторов как воспитание, круг общения, семейные традиции, уровень образования, материального и социального положения... Но помимо выше сказанного, одной из основных причин, лежащих в основе хулиганских проявлений, является потребление спиртного. В чрезмерных дозах оно влечет за собой ослабление уровня сознания человека, снижает самоконтроль и самокритику; происходит переоценка своих возможностей, что обусловливает легкий выбор антиобщественного поведения, тогда как в трезвом виде решиться на грубое нарушение порядка более трудно, а для иного человека и вовсе невозможно. Наряду с этим состояние веселья, безалаберности, эйфории создают своеобразный «фон», способствующий совершению бездумных выходок, перерастающих в хулиганство, но воспринимаемых пьяными как озорство. Это способствует появлению у нарушителей порядка чувства безнаказанности и, как следствие, совершению ими новых, порой еще более опасных преступлений».
Помощник Витебского транспортного прокурора Янчиленко Елена
Версия для печати