Специализация органов прокуратуры в области надзора за исполнением законов на транспорте началась с 1922 года. В положении о прокурорском надзоре содержались требования, предъявляемые к военной и общей прокуратуре по исполнению законов на железнодорожном и воздушном транспорте.
До 20.06.1936, т.е. до образования Наркомюста СССР, функции прокурорского надзора за исполнением законодательства на транспорте были возложены на территориальных прокуроров. А в годы Великой отечественной войны и после ее окончания, вплоть до 1948 года, надзор за законностью на транспорте осуществляли военные прокуроры Белорусской и Брест-Литовской железных дорог. Первая из них располагалась в Гомеле, а вторая – в Барановичах.
Приказом Генерального прокурора СССР от 15.09.1951 прокуратура Брест-Литовской железной дороги была переименована в прокуратуру Минской железной дороги с местонахождением в столице республики. В ее состав входили четыре подразделения: прокуратура Минского, Барановичского, Брестского и Гродненского участков. С 20.08.1957 переименована в Белорусскую транспортную прокуратуру и в штат включена прокуратура Витебского участка Калининской железной дороги.
По Указанию Президиума Верховного Совета СССР от 03.03.1960 «Об упразднении транспортных прокуратур», приказом Генерального прокурора СССР №22 от 10.03.1960 Белорусская транспортная прокуратура была ликвидирована и ее функции переданы Прокуратуре БССР.
В результате длительного анализа сложившейся ситуации, Генеральный прокурор СССР 03.09.1976 издал приказ №480-л «Об организации транспортных прокуратур». За счет резерва Прокуратуры СССР были организованы Брестская, Барановичская, Витебская, Гомельская, Минская и Могилевская транспортные прокуратуры, а в последствии еще Гродненская и Оршанская.
Приказом Генерального прокурора СССР №46 от 05.11.1980 образована Белорусская транспортная прокуратура, которая просуществовала без малого 34 года. Прокуратура ликвидирована Указом Президента Республики Беларусь №463 от 01.10.2014, с передачей ее функций Генеральной прокуратуре и прокуратурам областей, и переподчинением прокуратурам областей специализированных транспортных прокуратур.
Первым Витебским транспортным прокурором приказом Прокурора БССР №120-к от 08.10.1976 назначен Домашевский Леонид Павлович.
Сегодня Витебскую транспортную прокуратуру возглавляет Цариков Александр Анатольевич, который работает в данной прокуратуре с 1994 года, вначале в должности помощника прокурора, затем - заместителя.
Свою карьерную лестницу Цариков А.А. выстраивал с 1983 года. Сначала работал стажером помощника прокурора г.Орши, а чуть позже следователем прокуратуры Оршанского района. В 1985 году назначен на должность старшего следователя прокуратуры Витебской области. Был призван и проходил службу старшим следователем военной прокуратуры Ташкентского гарнизона Туркестанского военного округа. В 1988 году вернулся на родную Витебщину, где вновь встал в ряды следователей прокуратуры Витебской области, затем работал заместителем прокурора Витебского и Первомайского районов.
В июле 2017 года на должность заместителя Витебского транспортного прокурора назначен Дедюро Петр Васильевич, который до этого более 15 лет возглавлял Оршанскую транспортную прокуратуру, ликвидированную Указом Президента Республики Беларусь №200 от 31.05.2017.
Также в Витебской транспортной прокуратуре работают потомственные «прокурорские» - Сащеко Михаил Александрович в должности заместителя прокурора и Казакова Елена Александровна – старший помощник прокурора. Их отцы отдали более 35 лет службе в органах прокуратуры. Более того, брат Сащеко М.А. до образования Следственного комитета, также работал вначале следователем прокуратуры Шумилинского района, а затем и следователем Витебской транспортной прокуратуры.
В должности помощника Витебского транспортного прокурора работает Кубраков Дмитрий Владимирович, ответственный за исполнение законодательства и законностью правовых актов в Оршанском транспортном регионе.
В прокуратуре начал свою трудовую деятельность молодой, энергичный, подающий большие надежды Рыжко Иван Александрович, который успевает и работать, и принимать активное участие в спортивной жизни прокуратуры Витебской области.
Без лишней скромности Витебскую транспортную прокуратуру можно назвать «кузницей кадров». В прокуратуре оттачивали свое мастерство будущий прокурор Глубокского района, заместитель прокурора г.Витебска, а также работники занимающие ответственные должности в прокуратуре Витебской области и Генеральной прокуратуре Республики Беларусь.
Старший помощник Витебского
транспортного прокурора
младший советник юстиции Е.А. Казакова