Так, состояние кредиторской и дебиторской задолженности свидетельствует о том, что обязательства по заключенным договорам не всегда исполняются своевременно, на многих предприятиях в 2016 году отмечен значительный рост просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.
При этом не принимается во внимание, что несвоевременность расчетов по договорам может повлечь для предприятия дополнительные непроизводительные расходы. Не всегда используются предприятиями все возможности судебной защиты своих интересов.
Факты бесхозяйственности и расточительства, отсутствия контроля за состоянием расчетов, поступлением денежных средств на расчетный счет предприятия, не остаются незамеченными и по ним принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования.
В том числе пунктом 24 постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 15.01.2014 №9 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-ф (Расчеты) «Отчет о состоянии расчетов» и указаний по ее заполнению» закреплено, что к просроченной (дебиторской, кредиторской) задолженности, просроченной задолженности по кредитам и займам относится задолженность, не погашенная в сроки, установленные договорами или законодательством.
Согласно сведениям статистической отчетности 12-ф (расчеты) одного из предприятий поднадзорного Витебской транспортной прокуратуре, представляемой в органы государственной статистики, в период времени с мая 2016 г. по август 2016 г., просроченная дебиторская задолженность в сумме 19 134 руб. главным бухгалтером как ответственным лицом предприятия не указывалась.
Поскольку указанными действиями совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.23.18 КоАП Республики Беларусь, т.е. представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности искаженных данных государственной статистической отчетности, постановлением заместителя Витебского транспортного прокурора Колпаковой Н.Л. от 05.01.2017 главный бухгалтер привлечена к административной ответственности по указанному основанию с наложением штрафа в размере 10 базовых величин.
В соответствии со ст.25 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» умышленное несвоевременное предоставление государственным должностным лицом информации или предоставление неполной либо недостоверной информации является правонарушением, создающим условия для коррупции.
Кроме того, главный бухгалтер была в последующем официально предупреждена о недопустимости в дальнейшем совершения действий, нарушающих требования законодательства о порядке представления данных государственной статистической отчетности, ей разъяснено, что в случае повторного их совершения в зависимости от характера допущенных нарушений могут быть применены меры административной (ч.2 ст.23.18 КоАП Республики Беларусь) или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Заместитель Витебского транспортного прокурора
младший советник юстиции Н.Л. Колпакова