Требования ч.2 ст.15 Закона «О борьбе с коррупцией» обязывают государственные организации в порядке, установленном актами законодательства, проводить конкурсы, аукционы или иные процедуры, предусмотренные актами законодательства, при принятии решений о проведении закупок.
Предприятие при осуществлении закупок в строительной деятельности руководствуется положением о порядке определения исполнителей работ, услуг, поставщиков товаров в строительной деятельности за счет собственных средств ОАО, в котором предусмотрена единственная конкурентная процедура – процедура выбора исполнителя.
При этом закупки для строительной деятельности предприятия, размещенные на сайте, осуществляются при проведении процедуры переговоров, что не соответствует абз.18 п.2 указанного локального акта.
В ходе осуществления процедур закупок имеют место ссылки на нормы законодательства для осуществления государственных закупок утративших силу.
Выявлены факты несоблюдения, установленного положением, 10-ти дневного срока для подготовки и подачи предложений для проведения закупки.
В отдельных случаях ненадлежащим образом оформлялась документация по изучению ценовых предложений.
В некоторых материалах дел по закупкам отсутствует документация, свидетельствующая об анализе ценовых предложений (справок, докладных записок).
При проведении предприятием закупок в строительной деятельности за счет собственных средств неверно указывается источник финансирования закупки.
Отмечаются факты некорректного составления документации для проведения процедур выбора, а также указания необходимых реквизитов на сайте.
Например, в документации для выбора исполнителя отсутствуют сведения о праве участников на отзыв своего предложения до заседания комиссии по вскрытию конвертов с предложениями участников, что противоречит требованиям п.41.3 Положения, проектов договоров (нарушен п.43.2 Положения).
В нарушение п.2.10 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 №229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – Постановление №229)при осуществлении закупок не всегда указываются наименование и местонахождение каждого участника с указанием цен их предложений, в том числе участников, предложения которых отклонены, с указанием причин отклонения.
Выявлены случаи, когда на сайте icetrade.by не размещена информация о заключении договора с победителем конкурса.
В процедуре закупки № 2021-939757 от 02.11.2021 на сайте в разделе «Сообщение о результате проведения закупки» в строке «Иные участники и цены их предложений» указано предприятие, с которым заключен договор, вместо предприятий участвовавших и проигравших в процедуре закупки.
Также установлено, что в нарушение требований ч.2 пп.2.10 п.2 Постановления №229 предприятием в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» не размещены сведения об общей стоимости договоров (в том числе в разрезе товаров (работ, услуг), заключенных во II, IIIи IVквартале 2021 г. по результатам процедур закупок, а также стране происхождения приобретаемых в рамках таких договоров товаров (работ, услуг).
Выявленные нарушения законодательства не обеспечивают гласность и прозрачность процесса закупок, осуществляемых предприятием, ограничивают добросовестную конкуренцию потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также способствуют возникновению коррупционных проявлений в отмеченной сфере.
С целью устранения допущенных нарушений в адрес руководителя предприятия Витебской транспортной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства о закупках товаров (работ, услуг), причин и условий, им способствующих. По результатам рассмотрения представления ряд должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Старший помощник Витебского транспортного прокурора младший советник юстиции Е.А. Казакова
Версия для печати