В Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь включено 966 историко-культурных ценности, размещенных на территории Витебской области, в том числе: памятники градостроительства – 2; памятники архитектуры – 299; памятники археологии – 370; памятники истории – 264; памятники искусства – 5; заповедные места – 2; движимые – 6 (в том числе один памятник искусства); нематериальные – 19.
Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Национальный инвентарь нематериального культурного наследия
Охрана историко-культурного наследия
Историко-культурное наследие – это совокупность самых ярких результатов и свидетельств исторического, культурного и духовного развития народа Беларуси, воплощенное в историко-культурных ценностях (те есть тех объектах, которые включены в Государственный список историко-культурных ценностей).
Охрана историко-культурного наследия – направление культурной деятельности, которое включает в себя систему организационно-правовых, экономических, материально-технических, научных, информационных и иных мер, направленных на выявление культурных ценностей, придание им статуса историко-культурной ценности, учет, сохранение, восстановление, содержание и использованиеисторико-культурных ценностей, которые осуществляется с целью сохранения и приумножения историко-культурного наследия и создания условий для его передачи следующим поколениям.
Всё историко-культурные ценности Республик Беларусь делятся на материальныеи нематериальные. К последним относятся обычаи, традиции, обряды, фольклор, язык и т.д.
В свою очередь материальные историко-культурные ценности разделяются на движимые (которые могут быть перемещены без потери ими исторического, художественного, научного или иного значения) и недвижимые (перемещение которых требует осуществление сложных инженерных мероприятий и ведёт к частичной или полной потере исторического, художественного, научного или иного значения).
Статьей 83 Кодекса Республики Беларусь о культуре определены виды материальных историко-культурных ценностей, к которым относятся:
документальные памятники – акты государственных органов, иные письменные, графические и аудиовизуальные документы, в том числе древние и другие рукописи, архивные документы, редкие печатные издания;
заповедные места – топографической очерченные зоны или ландшафты, созданные человеком или человеком и природой;
памятники археологии – археологические объекты и археологические артефакты;
памятники архитектуры – капитальные строения (здания, сооружения), отдельные или объединенные в комплексы и ансамбли, объекты народного зодчества, в состав которых могут входить связанные с указанными объектами произведения изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства;
памятники истории – капитальные строения (здания, сооружения), иные объекты, территории, которые связаны с важнейшими историческими событиями, развитием общества и государства, международными отношениями, развитием науки и техники, культуры и быта, политическими, государственными, военными деятелями, деятелями науки, литературы, культуры и искусства;
памятники градостроительства – застройка, планировочная структура застройки или фрагменты планировочной структуры застройки населенных пунктов с культурным слоем. Памятники градостроительства являются комплексами историко-культурных ценностей;
памятники искусства – произведения изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусства.
Материальные историко-культурные ценности делятся на следующие категории: -
категория «0» – историко-культурные ценности, имеющие всемирное значение и включённые или предложенные на включение в Список всемирного культурного и природного наследия;
категория «1» – историко-культурные ценности, имеющие международное значение;
категория «2» – историко-культурные ценности, имеющие национальное значение;
категория «3» – историко-культурные ценности, имеющие значение для отдельного региона Республики Беларусь;
без категории – материальные культурные ценности, входящие в состав комплекса, ансамбля, комплекта, коллекции материальных историко-культурных ценностей, но которым отдельно не придан статус историко-культурной ценности.
Включение культурных ценностей в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь
В Республике Беларусь культурным ценностям (созданные (преобразованные) человеком или тесно связанные с его деятельностью материальные объекты и нематериальные проявления творчества человека, которые имеют историческое, художественное, научное или иное значение) может быть придан статус историко-культурных ценностей с включением их в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Порядок придания культурным ценностям статуса историко-культурной ценности установлен статьями 85 – 93 Кодекса Республики Беларусь о культуре (далее – Кодекс о культуре).
Правом на принятие решений о присвоении культурной ценности статуса историко-культурной ценности и категории ”3“ Кодексом о культуре наделены облисполкомы и Минский горисполком; статуса историко-культурной ценности и категории ”0“, ”1“, ”2“, ”А“, ”Б“ – Министерство культуры.
При Витебском облисполкоме созданы областной совет по вопросам историко-культурного наследия, который уполномочен рассматривать предложения о придании статуса историко-культурной ценности и принимать решения о значимости культурной ценности для региона.
Статус историко-культурной ценности может быть придан недвижимой материальной культурной ценности при условии, что она аутентичная или отреставрирована в соответствии с действующим законодательством о проведении работ на материальных историко-культурных ценностях, а с момента её создания прошло не менее сорока лет.
Внести предложение о придании статуса историко-культурной ценности может любой государственный орган, любое физическое или юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, подготовив необходимые материалы и обоснование.
Порядок внесения соответствующих предложений определенстатьей 90 Кодекса о культуре, согласно которой к предложению о придании культурной ценности статуса историко-культурной ценности прилагаются:
Требования к содержанию предложения о придании статуса историко-культурной ценности регламентирует статья 91 Кодекса о культуре, согласно которой фиксацию, научную обработку и художественную оценку культурной ценности обеспечивает то лицо, которое вносит предложение. Если такое лицо не обладает нужными профессиональными навыками, то оно обращается в проектные, научные организации, музеи и к иным специалистам (при их наличии в соответствующем учреждении), которые могут профессионально подготовить необходимые материалы.
Подробная информация о процедуре придания статуса и рекомендации по заполнению предложений размещена на сайте Министерства культуры Республики Беларусь, там же можно ознакомиться с презентацией, содержащей рекомендации по расширению Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь .
Предложения о придании культурной ценности статуса историко-культурной ценности, которые не содержат необходимых материалов, согласно пунктам 3, 10 статьи 93 Кодекса о культуре, не рассматриваются и возвращаются лицу, которое их внесло.
Кроме придания статуса историко-культурной ценности имеются и альтернативные варианты государственного учёта и охраны отдельных видов культурных ценностей:
Местам погребений или отдельным могилам (участкам, секторам), склепам, старинным кладбищам, колумбариям, расположенным в месте погребения, в случае наличия на их территории уникальных объектов культового назначения или материальных объектов, обладающих отличительными духовными, художественными или документальными свойствами; мест захоронений знаменитых и выдающихся личностей (политических, государственных, военных деятелей, деятелей науки, литературы и культуры), а также лиц, имеющих заслуги перед государством и обществом; массовых захоронений, связанных с важнейшими событиями национальной истории, может быть придан статус историко-мемориального места погребения. Порядок придания статуса определен в Положении о порядке и условиях присвоения статуса историко-мемориального места погребения, утверждённым Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 18.08.2015 № 699 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 19.07.2021 № 411).
Археологическим объектам статус историко-культурной ценности может быть присвоен только в случае если в отношении данного объекта имеются материалы археологических исследований, свидетельствующие о формировании определенной археологической культуры и развитии материальной культуры в конкретный исторический период (пункт 4 ст. 92 Кодекса о культуре), то есть только конкретный объект исследовался археологами. В ином случае археологический объект должен быть зафиксирован с участием местных органов власти базового территориального уровня, информация о нём рассмотрена областной комиссией по археологическим объектам и артефактам, а сам объект, в случае подтверждения сведений, включается Институтом истории НАН Беларуси в Реестр археологических объектов (артефакты – в Реестр археологических артефактов).
Воинские захоронения и захоронения жертв войн учитываются в соответствии с Положением об увековечении памяти о погибших при защите Отечества и сохранении памяти о жертвах войн, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь 24 марта 2016 г. № 109 ”Об увековечении памяти о погибших при защите Отечества и сохранении памяти о жертвах войн“.
Предметы музейного значения, представляющие историческое, художественное, научное или иное значениемогут быть переданы в один из государственных музеев и включены в Музейный фонд Республики Беларусь, старинные книги рекомендуется передавать в музеи или библиотеки с последующим включением в Государственный реестр книжных памятников Беларуси.
Порядок проведения работ на историко-культурных ценностях и в зонах их охраны
При осуществлении деятельности, которая может оказывать воздействие на материальные историко-культурные ценности, изменение историко-культурных ценностей допускается только после получения разрешения на выполнение научно-исследовательских и проектных работ на материальных историко-культурных ценностях при условии научного обоснования этого изменения.
При осуществлении деятельности на территории недвижимых материальных историко-культурных ценностей и в зонах их охраны не должно допускаться ухудшение условий восприятия этих историко-культурных ценностей, включая создание препятствий для визуального восприятия их объемно-пространственных особенностей, элементов и деталей архитектурного декора.
Капитальные строения (здания, сооружения), строящиеся на территории материальных историко-культурных ценностей и в зонах их охраны, а также нестационарные объекты торговли и нестационарные объекты общественного питания, которые располагаются на этой территории и в этих зонах охраны, не должны приводить к созданию застройки населенного пункта, несвойственной ее историческому характеру, а также создавать препятствия для визуального восприятия этих неподвижных материальных историко-культурных ценностей.
Средства наружной рекламы, размещаемые на недвижимых материальных историко-культурных ценностях, их территориях и в зонах их охраны, не должны создавать помехи для визуального восприятия объемно-пространственных особенностей, элементов и деталей архитектурного декора этих неподвижных материальных историко-культурных ценностей. На памятниках архитектуры средства наружной рекламы должны размещаться отдельными буквами, знаками или другими изображениями. Эскиз средства наружной рекламы, который планируется разместить на неподвижных материальных историко-культурных ценностях категории ”0“, ”1“, ”2“, без категории, на их территории и в зонах их охраны, в обязательном порядке должен согласовываться с Министерством культуры в соответствии с законодательством об административных процедурах.
На историко-культурных ценностях выполняются следующие виды работ: научно-исследовательские, проектные, ремонтно-реставрационные и другие работы в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о культуре.
Научно-исследовательские работы выполняются на материальных историко-культурных ценностях при разработке научно-проектной документации, к ним относятся: археологические изыскания, архивно-библиографические исследования, натурные исследования (выполнение архитектурно-археологических обмеров, зондажей, инженерное исследование строительных конструкций, проведение химико-физических исследований свойств строительных материалов, отделки и прочее).Материалы научно-исследовательских работ включаются в состав научно-проектной документации.
Научно-исследовательские и проектные работы на материальных историко-культурных ценностях могут выполняться только после получения разрешения на исполнение научно-исследовательских и проектных работ на материальных историко-культурных ценностях, выдаваемого Министерством культуры в соответствии с законодательством об административных процедурах.
К ремонтно-реставрационным работам, выполняемым на материальных историко-культурных ценностях, относятся: восстановление, дополнение, консервация, приспособление, перемещение, ремонт, раскрытие, регенерация, реконструкция, реставрация (реставрационно-восстановительные работы). После подготовки научно-проектной документации на выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях обязательно необходимо получить согласование. Процедура согласования с Министерством культуры осуществляется в порядке, установленном законодательством об административных процедурах.
Предварительному рассмотрению Научно-методической радой при Министерстве культуры (далее – Рада) подлежит научно-проектная документация на выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях категории ”0“, ”1“, ”2“. Научно-проектная документация на выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях категории ”0“, ”1“, ”2“, которая не одобрена Радой, согласованию не подлежит. Расходы, связанные с рассмотрением Радой научно-проектной документации на выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях компенсируются заказчиками этой научно-проектной документации. В процессе подготовки научно-проектной документации на выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях, а также при ее согласовании признается приоритет охраны историко-культурного наследия.
Научно-проектная документация на выполнение ремонтно-реставрационных работ должна выполняться под лицами, имеющих свидетельство на руководство разработкой научно-исследовательской и проектной документации на выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях.
Принятие в эксплуатацию недвижимой материальной историко-культурной ценности, на которой выполнялись ремонтно-реставрационные работы, осуществляется в соответствии с законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. В случаях и порядке, установленных законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, Министерство культуры в соответствии с законодательством об административных процедурах выдаёт юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям заключение о соответствии принимаемой в эксплуатацию недвижимой материальной историко-культурной ценности научно-проектной документации на выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях.
В случае проведения на материальных историко-культурных ценностях работ (в том числе по текущему ремонту), для которых не нужно разрабатывать проектную документацию, предполагаемые работы могут быть согласованы в рабочем порядке посредством направления в Министерство культуры на согласование подготовленной программы работ, позволяющей сделать выводы о том, что материалы и методика проведения работ соответствует требованиям, применяемым в реставрации, а также не приведёт к повреждению или необоснованному изменению внешнего вида историко-культурной ценности.
Также в пределах зон охраны историко-культурных ценностей могут проводиться те виды работ, которые соответствуют регламентам, установленным в утвержденных проектах зон охраны историко-культурных ценностей. Проекты зон охраны являются техническими нормативно-правовыми актами, а полный перечень утвержденных проектов зон охраны размещён на специализированном электронном ресурсе.
Памятка собственнику историко-культурной ценности
Требования законодательства, изложенные в Памятке, обязательны к выполнению всеми юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями – собственниками (арендаторами) зданий и сооружений, являющихся историко-культурными ценностями, их составных частей (квартир, изолированных помещений и т.д.)
Все собственники историко-культурных ценностей обязаны:
1) Заключить охранное обязательство. С собственником (пользователем) каждой историко-культурной ценности, а также ее составных частей (квартир, изолированных помещений и т.д.) заключается охранное обязательство. В охранном обязательстве отражаются основные требования законодательства по обеспечению сохранения объекта историко-культурного наследия, а также индивидуальные условия его содержания и использования, иные ограничения деятельности владельцев (пользователей). Охранное обязательство составляется по форме, утвержденной Министерством культуры Республики Беларусь, входит в пакет документов при оформлении завещаний, договоров купли-продажи, дарения, приватизации и других сделках с недвижимостью.
Охранное обязательство (два экземпляра) подписывается в городском или районном исполнительном комитете (отделе культуры или отделе идеологической работы, культуры и по делам молодёжи) собственником (пользователем) в течение месяца с момента наступления права собственности. Невыполнение данного условия может повлечь за собой признание сделки с недвижимостью недействительной по иску местного исполнительного и распорядительного органа, а также является основанием для изъятия земельного участка (часть 2 ст. 75 Кодекса Республики Беларусь о культуре).
С целью недопущения наступления неблагоприятных последствий рекомендуем при нарушении указанных сроков незамедлительно обращаться в городские и районные исполнительные комитеты для устранения имеющихся нарушений законодательства и подписания охранных обязательств, в которых подробно расписаны права и обязанности собственника (пользователя) историко-культурной ценности.
2) Установить за свой счёт на недвижимой историко-культурной ценности охранную доску установленного образца. Порядок размещения охранной доски определён в части 5 ст. 104 Кодекса Республики Беларусь о культуре. Если на историко-культурной ценности охранная доска была установлена до принятия нового образца (то есть имеет государственный герб Республики Беларусь), она может быть сохранена без внесения изменений.
3) Обеспечить изготовление паспорта историко-культурной ценности (ст. 100 Кодекса Республики Беларусь о культуре). Паспорт изготавливается за счёт собственника (пользователя) историко-культурной ценности в трёх экземплярах (для собственника, горрайисполкома и Министерства культуры) музеями, научными и проектными организациями, в штате которых имеются специалисты по охране историко-культурного наследия с опытом работы в данной сфере не менее двух лет. Образец паспорта утверждён Министерством культуры.
Невыполнение требований по подписанию охранных обязательств, выполнению их требований, включая установку охранной доски и обеспечение изготовления паспорта влечет административную ответственность (наложение штрафа в размере до восьми базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до двадцати пяти базовых величин, а на юридическое лицо – до пятидесяти базовых величин (ст. 20.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)).
4) Обеспечить разработку проекта зон охраны историко-культурной ценности. Без разработанных проектов зон охраны запрещается разработка градостроительной, землеустроительной и иной проектной документации. Для расположенных рядом историко-культурных ценностей могут устанавливаться единые зоны охраны. В частности проекты зон охраны исторических центров Витебска и Полоцка включают все объекты наследия, расположенные на их территории.
5) Обеспечить сохранность историко-культурной ценности. Работы на объектах историко-культурного наследия, в т.ч. разработка проектно-сметной документации, могут выполняться только при наличии у заказчика работ разрешений Министерства культуры Республики Беларусь.
Работы должны выполняться под руководством лиц, имеющих свидетельство на руководство разработкой научно-проектной документации на выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях
Объекты недвижимости на территории Витебской области, включенные в Государственный список историко-культурного наследия Республики Беларусь и неиспользуемых в настоящий момент, которые могут быть переданы в собственность для реализации инвестпроектов
В настоящее время на территории Витебской области имеются неиспользуемые историко-культурные ценности, а также объекты недвижимости, которые могут претендовать на получение статуса историко-культурной ценности. Некоторые из них выставляются на аукцион (в том числе с понижением изначальной стоимости, вплоть до одной базовой величины), другие могут быть выставлены или предложены для реализации инвестпроекта на льготных условиях.
Кроме того, на территории области имеются культовые объекты (различных религий и конфессий), которые не используются либо находятся в руинированном состоянии, но могут быть законсервированы или восстановлены за счёт средств меценатов и спонсоров
Если у потенциального инвестора или покупателя, мецената или спонсора есть интерес к неиспользуемым и руинированным объектам наследия, с вопросами о юридическом статусе и условиями реализации названных объектов можно обращаться в горрайисполкомы или управление культуры Витебского облисполкома.
Видеоролик «Неиспользуемые культурные ценности Витебской области»
О порядке осуществления отчислений за предпринимательскую деятельность, которая оказывает непосредственное воздействие на историко-культурную ценность или зоны охраны историко-культурной ценности
Порядок выполнения субъектами хозяйствования требований об уплате обязательных отчислений в Фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства регулируются Положением о порядке осуществления отчислений за предпринимательскую деятельность, оказывающую непосредственное воздействие на историко-культурную ценность или зоны охраны материальной недвижимой историко-культурной ценности, утвержденнымУказом Президента Республики Беларусь от 18 октября 2007 г. № 527 ”Аб некаторых пытаннях аховы гiсторыка-культурнай спадчыны“ (далее – Положение).
ВНИМАНИЕ!
Средства отчислений в соответствии с Указом необходимо направлять на специальный внебюджетный счет Министерства культуры:
BY73AKBB36309000000130000000
наименование банка ОАО ”АСБ ”Беларусбанк“,
г.Минск, ул.Дзержинского, 18,
код банка AKBB BY 2X, УНП 100618574
Средства, полученные от названных отчислений, идут на реализацию мер, направленных на проведение научно-исследовательских, проектных и ремонтно-восстановительных работ на материальных историко-культурных ценностях, выявление и учет историко-культурных ценностей, осуществление иных мероприятий по сохранению и приумножению историко-культурного наследия.
Согласно пункту 7 Положения, юридические и (или) физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, делают отчисления в фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства в случаях, когда они осуществляют предпринимательскую деятельность, которая оказывает непосредственное воздействие на историко-культурную ценность или зоны охраны, путем создания дополнительных транспортных нагрузок, привнесения функций не характерных для этой историко-культурной ценности, создания дополнительных объемно-пространственных сооружений, не свойственных и не характерных для данной историко-культурной ценности.
Размеры отчислений составляют для юридических и физических лиц Республики Беларусь, в том числе индивидуальных предпринимателей, 5 процентов, для иностранных юридических и физических лиц – 25 процентов от прибыли, полученной в результате предпринимательской деятельности, которая оказывает непосредственное воздействие на историко-культурную ценность или зоны охраны.
Обращаем внимание, что в целях исполнения Указа необходимо руководствоваться определением прибыли, изложенным в пункте 3 Положения. В пункте 3 Положения подприбылью, с которой исчисляются отчисления, имеется ввиду доход, который остается в распоряжении юридических и (или) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, после выплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
К непосредственному воздействию, которое оказывается предпринимательской деятельностью на историко-культурную ценность или зоны ее охраны, относится:
создание дополнительных объемно-пространственных сооружений, в том числе возведение пристроек, обустройство и размещение нестационарных объектов торговли и нестационарных объектов общественного питания, средств наружной рекламы и других объектов на территории историко-культурной ценности и (или) в зонах ее охраны;
создание площадок для стоянок и подъездов автомобильного транспорта;
изменение функционального использования (отсутствие научного обоснования изменения и (или) создание дополнительного функционального назначения) историко-культурной ценности, помещений в историко-культурной ценности, устройство новых входных групп, крылец, козырьков, вентиляционных систем, внешних кондиционеров, спутниковых антенн, встроенных банкоматов;
ухудшение отличительных особенностей историко-культурной ценности при выполнении требований пожарной безопасности, охраны окружающей среды, санитарных и иных требований.
В соответствии с пунктом 13 Положения на Министерство культуры и структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов возложено методическое, организационное содействие и контроль за своевременностью отчислений и полнотой выплаты компенсаций.
База для расчета рассматриваемых отчислений для субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность одновременно в историко-культурных ценностях и в других зданиях (помещениях), не являющихся историко-культурными ценностями, рассчитывается в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Расчет указанного дохода за отчетный год осуществляется субъектами хозяйствования самостоятельно в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, а также учетной политикой, принятой данным субъектом хозяйствования в соответствии с Законом Республики Беларусь ”О бухгалтерском учете и отчетности“ (пункты 1 и 5 статьи 9).
В случае, если в течение года, за который делаются отчисления, в организации осуществлялся раздельный учет дохода, полученного от предпринимательской деятельности, оказывающей непосредственное воздействие на историко-культурные ценности или зоны их охраны, расчет уплаты отчислений, предусмотренных Указом, целесообразно делать от части дохода организации, полученной непосредственно на площади, занимаемой в историко-культурной ценности.
В случае, если в течение года, за который делаются отчисления, в организации не осуществлялся раздельный учет дохода, полученного от предпринимательской деятельности, оказывающей непосредственное воздействие на историко-культурные ценности или зоны их охраны, расчет уплаты отчислений, предусмотренных Указом, целесообразно производить пропорционально рассчитанной части дохода, соответственно площади, занимаемой в историко-культурной ценности.
Благотворительные счёт для желающих принять участие в сохранении историко-культурного наследия Витебской области, поддержании в надлежащем состоянии воинских захоронений и памятников воинской славы
Сохранение историко-культурного наследия – наша святая обязанность перед потомками! Мы должны максимально сохранить то, что нам передали предыдущие поколения.
Если у Вас есть желание принять участие в финансировании работ по консервации, реставрации и восстановлению историко-культурных ценностей, поддержанию в надлежащем состоянии воинских захоронений, памятников воинской славы, созданию новых произведений монументального искусства, Вы имеете возможность перечислить любую сумму на специальный благотворительный счёт Витебского областного отделения ОО «Белорусский фонд мира».
Перечисленные средства будут направлены исключительно на цели, которые будут указаны в графе «назначение платежа».
Благотворительный р/с BY05BLBB31350300126737001002
в дирекции ОАО «Белинвестбанк» по Витебской области, г.Витебск, ул. Ленина, 22,
БИКBLBBBY2X, УНП 300126737, ОКПО 05836097.
В графе «назначение платежа» указывается конкретная цель, на которую вы перечисляете средства (например, «на сохранение историко-культурного наследия Витебской области», «на реконструкцию воинских захоронений», «на консервацию замка «Белый Ковель в Оршанском районе» и т.д.).
При перечислении небольших сумм желательно указывать общие цели в графе назначение платежа», не конкретизируя объекты наследия и воинские захоронения (например, «на сохранение историко-культурного наследия Витебской области»), так как отсутствие достаточного финансирования не позволит эффективно направлять полученные средства на конкретные объекты.
Благотворительные счета для восстановления объектов наследия оршанского Кутеинского мужского монастыря в филиале №215 ОАО «АСБ Беларусбанк» в г.Орша (БИК АКBBBY21215).
1 |
В белорусских рублях |
BY37АКВВ31350439900082200000 (933) |
2 |
В российских рублях |
BY89АКВВ31350439900112200000 (643) |
3 |
В долларах США |
BY91АКВВ31350439900822200000 (840) |
4 |
В евро |
BY90АКВВ31350439900952200000 (978) |
Объекты историко-культурного наследия Витебской области, восстановленные за счёт государства
В соответствии с действующим законодательством ответственность за сохранение историко-культурных ценностей возлагается на собственников материальных объектов наследия (либо землепользователей, на землях которых находится историко-культурная ценность). Эта норма закреплена в подпункте 1.1. ст. 75 Кодекса Республики Беларусь о культуре. Более того, вопрос сохранения культурного наследия является конституционной обязанностью (ст. 54 Конституции Республики Беларусь).
Однако государство не устраняется от вопросов сохранения и восстановления объектов наследия, оставляя за собой исключительно контрольные функции. Наоборот, особое внимание уделяется восстановлению и реставрации знаковых для республики и региона историко-культурных ценностей, которые постепенно восстанавливают свой первозданный облик, притягивая жителей и многочисленных гостей региона. Примером подобного успешного подхода может стать восстановление Благовещенской церкви и дома-музея Марка Шагала в г.Витебске и иных знаковых объектов.
В настоящее время значительная работа по реконструкции и реставрации историко-культурных ценностей продолжается. При непосредственном участии государства в начале ХХІ века в г. Витебске были проведены масштабные работы по восстановлению Успенского собора (памятник архитектуры XVIII века), реставрации ”Дома Вишняка“, связанного с именами всемирно известных художников Марка Шагала, Казимира Малевича, Лазаря Лисицкого и других, в котором в настоящее время работает популярный среди туристов и жителей города Музей истории Витебского народного художественного училища (филиал музея ”Витебский центр современного искусства“), и ряд других объектов.
В г. Полоцке за счет бюджетных средств была проведена реставрация корпусов бывшего Полоцкого иезуитского коллегиума, в которых сейчас располагается Полоцкий государственный университет.
Знаковым объектом в плане реставрации можно считать Спасо-Преображенскую церковь, являющуюся сердцем старейшей христианской обители в республике, на которой за счет средств республиканского и местных бюджетов продолжаются масштабные работы по реставрации самого храма и восстановлению фресок ХІІ века. Белорусскими и российскими реставраторами при снятии позднейших наслоений живописи с аутентичных фресок времен Евфросинии Полоцкой применяются уникальные технологии, которые в таком объеме применения не имеют аналогов в мире.
Еще одним знаковым объектом в области, отреставрированным за счет государственных средств, стал Свято-Покровский собор в г. Толочин, построенный в 1604 году канцлером Великого княжества Литовского Львом Сапегой.
В последние годы значительная работа была проделана по реконструкции знаковых для области и республики объектов, связанных с Великой Отечественной войной. В частности, была проведена масштабная реконструкция мемориального комплекса ”Прорыв“ в Ушачском районе.
Под руководством одного из авторов мемориального комплекса Ю.М. Градова были восстановлены бетонные глыбы, символизирующие разорванное кольцо окружения, реконструирована величественная фигура партизана, проведено благоустройство территории мемориала. Кроме того, были проведены работы на мемориальном комплексе в г.п. Россоны, где похоронена мать П.М. Машерова, мемориальном комплексе ”Рыленки“ в Дубровенской районе, расположенном на месте воинского кладбища, на котором похоронено свыше 10000 советских солдат и офицеров.
В настоящее время ведутся работы по реставрации Дворца Хрептовичей в Бешенковичах, комплекса старинных зданий на территории Верхнего замка в Полоцке, памятнике архитектуры ХІХ века в Лепеле, в котором разместиться районный музей, и других объектах. Планомерная работа по воссозданию объектов наследия с активным участием государства будет продолжаться.
Финансирование значительной части ремонтно-реставрационных и восстановительных работ на знаковых объектах наследия осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также средств Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства.
Охрана археологического наследия
Археологическое наследие – важная составная часть всего культурного наследия Республики Беларусь, которое имеет в первую очередь огромную научную ценность. В настоящее время правоотношения в вопросе охраны археологического наследия регулируются в 17-й главе Кодекса Республики Беларусь о культуре.
К археологическому наследию относятся:
Археологические объекты – недвижимые материальные объекты и их комплексы вместе с археологическими артефактами и культурным слоем, которые возникли в результате жизни и деятельности человека более 120 лет назад, сохранились в земле или на дне водоемов, имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение и могут соответствовать критериям для придания статуса историко-культурной ценности.
Памятники археологии – археологические объекты и артефакты, которым в соответствии с действующим законодательством присвоен статус историко-культурной ценности. При этом данный статус может быть присвоен только изученным, а не просто выявленным археологическим объектам.
Археологические артефакты – движимые материальные объекты, которые возникли в результате жизни и деятельности человека более 120 лет назад, сохранились в культурном слое или на дне водоемов, имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение, могут соответствовать критериям для придания статуса историко-культурной ценности, а также на момент выявления не имеют собственника.
К археологическим объектам относят:
Охрана археологического наследия – направление культурной деятельности, включающее систему организационных, правовых, экономических, материально-технических, научных, информационных и других мер, направленных на выявление археологических объектов и археологических артефактов, их изучение, учет, сохранение, восстановление, содержание и использование, осуществляемые в целях сбережения и умножения археологической наследия.
Всеархеологические артефакты, которые обнаружены при проведении археологических исследований или случайно, подлежат передаче в государственную собственность (ч. 2 ст. 124 Кодекса о культуре).
На территории Республики Беларусь запрещаются приобретение, продажа, дарение, мена, залог археологических артефактов, за исключением случаев: приобретения, продажи, дарения, мены, залога археологических артефактов государственными музеями (государственным музеям) и государственными научными организациями (государственным научным организациям); приобретения, продажи, дарения, мены, залога археологических артефактов, которые на 18 марта 2016 года находились во владении граждан и юридических лиц и включены в реестр археологических артефактов, сформированный Национальной академией наук Беларуси.
Учёт археологического наследияосуществляется посредством включения выявленных движимых и недвижимых объектов в Реестр археологических артефактови Реестр археологических объектов, ведение которых осуществляется Национальной академией наук Беларуси (Институтом истории НАН Беларуси).
Поиск археологических объектов и археологических артефактов может осуществляться только при проведении археологических исследований на основании разрешения на право проведения археологических исследований, выдаваемого Национальной академией наук Беларуси. Разрешение в установленном порядке могут получить только лица, которые имеют высшее образование по специальности ”археология“ или ”история (археология)“, обладают научными практическими знаниями, необходимыми для проведения археологических исследований и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, имеют практику участия в археологических исследованиях в течение не менее два года в совокупности независимо от сроков перерыва.
На территории Республики Беларуси запрещено использование металлоискателей, георадаров и других технических средств и инструментов для поиска археологических объектов и (или) археологических артефактов, за исключением случаев использования названного оборудования гражданином, на имя которого выдано разрешение на право проведения археологических исследований, и участниками археологических исследований (ч.7. ст. 127 Кодекса о культуре). За незаконный поиск археологических артефактов предусмотрена административная, а в случае повреждения памятников археологии и археологических объектов, уголовная ответственность.
Случайное обнаружение археологических объектов и артефактов предполагает следующие действия граждан, юридических лиц и местных органов власти. Лицо, которое случайно обнаружило в земле или на дне природных и искусственных водоемов движимый или недвижимый материальный объект, который может иметь историческое, художественное, научное или другое культурное значение, обязано:
Письменное сообщение о случайном выявлении археологического объекта или артефакта должно включать: фамилию, собственное имя, отчество (при его наличии), место жительства гражданина, индивидуального предпринимателя, или название и место нахождения юридического лица, выявившего материальную культурную ценность; сведения о месте обнаружения движимой материальной культурной ценности; сведения о месте нахождения недвижимого материального объекта.
Местный исполнительный и распорядительный орган базового территориального уровня, который получил письменное уведомление о профессионально обнаруженном археологическом объекте или археологическом артефакте, осуществляет следующие действия:
Во время проведения земляных, строительных, мелиоративных и иных работ для недопущения разрушения памятников и объектов археологии предусматривается их изучение как на этапе проектных изысканий, так и на этапе строительства объектов. В соответствии со статьей 129 Кодекса о культуре выполнение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, осуществление иной деятельности на территории археологических объектов разрешается по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом базового территориального уровня, которое основано на соответствующем заключении НАН Беларуси, только после разработки мер по охране археологических объектов.
Меры по охране археологических объектов включаются в проектную документацию на выполнение таких работ на территории археологических объектов. Проектная документация на выполнение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, осуществление иной деятельности на территории археологических объектов, за исключением памятников археологии, подлежит согласованию с НАН Беларуси в соответствии с законодательством об административных процедурах. Подробно информация о данных административных процедурах представлена на сайте Института истории НАН Беларуси.
Перечень мер по охране археологических объектов при выполнении земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, осуществление иной деятельности на территории археологических объектов предусмотрен статьей 130 Кодекса о культуре. Принятие тех или иных мер зависит от конкретного археологического объекта и определяется на стадии подготовки проектной документации. В соответствии с законодательством об административных процедурах при разработке проектной документации необходимо обратиться в Институт истории НАН Беларуси для выдачи заключения об отсутствии на территории проведения земляных и строительных работ археологических объектов или необходимости принятия мер по их охране.
При наличии на территории проведения земляных и строительных работ археологических объектов в заключении Института истории НАН Беларуси содержатся сведения о необходимости принятия конкретных мер по их охране и определены расходы на их финансирование. При этом расходы на обеспечение разработки и финансирования мер по охране археологических объектов при проведении земляных, строительных и иных работ, осуществлении иной деятельности на территории археологических объектов осуществляются физическими и юридическими лицами, которые являются заказчиками таких работ.
Нарушение законодательстваоб охране археологического наследия предусматривает административную и уголовную ответственность.
При нарушении порядка проведения земляных работ на памятниках археологии или в пределах зоны охраны культурного пласта иных объектов наследия, виновные лица привлекаются к ответственности по следующим статьм Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь:
Статья 20.2. ”Нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных ценностях либо совершение действий, создающих угрозу историко-культурным ценностям“;
Статья 20.4. ”Нарушение режимов содержания и (или) использования зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей“.
В случае уничтожения, повреждения либо утраты историко-культурных ценностей или культурных ценностей, которым может быть придан статус историко-культурной ценности (к этой категории относятся все археологические объекты) виновное лицо должно быть привлечено к ответственности по ст. 20.3 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (санкция: наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин).
Ответственность за незаконный поиск и оборот археологических артефактов предусмотрена в ст. 20.3 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь: Поиск археологических артефактов, осуществляемый без разрешения на право проведения археологических исследований, – влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств. Приобретение, продажа, дарение, мена, залог археологических артефактов в случаях, запрещенных законодательными актами, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности – влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.
Действия по умышленному проведению земляных и иных работ(включая незаконный поиск археологических артефактов на археологических объектах и памятниках), которые привели к повреждению культурного пласта и утрате им научного значенияиз-за перемешивания слоев, содержат состав преступления, ответственность за которое предусмотрена в ст. 344 Уголовного кодекса Республики Беларусь (наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок).
Незаконные раскопки курганов и иных станинных захоронений, с целью изъятия из них археологических артефактов, находящихся в захоронении, содержат состав преступления, ответственность за которое предусмотрена в ст. 347 Уголовного кодекса Республики Беларусь (наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок).
Охрана историко-культурного наследия в Витебской области