Инвесторам
Инвестиционные проекты, предлагаемые для реализации
Механизмы финансирования через Белорусский инновационный фонд
Работа с инвесторами организована по принципу "Одно окно" осуществляется в комитете экономики Витебского облисполкома
Прием заинтересованных лиц осуществляется в управлении инвестиционной и инновационной деятельности комитета экономики облисполкома:
понедельник-пятница с 8.00 до 17.00,
обеденный перерыв с 13.00 до 14.00 часов,
выходные дни: суббота, воскресенье
Должностные лица, осуществляющие прием заинтересованных лиц:
ПРУДНИКОВА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА, начальник управления инвестиционной и инновационной деятельности комитета экономики облисполкома, кабинет 322, тел. 48 21 49, invest@vitobl.by
СУХОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ГЕННАДЬЕВИЧ, главный специалист управления инвестиционной и инновационной деятельности комитета экономики облисполкома, кабинет 307, тел. 48 21 52, invest1@vitobl.by
Особенности географического положения
Витебская область расположена в северной части Республики Беларусь и занимает 40,1 тыс. кв. км, или 19,3 процента территории с населением 1,4 млн. человек. Граничит с Латвией, Литвой и Российской Федерацией, на территории которых применяются особые условия торговли по отдельным видам товаров. Общая протяженность границ области с сопредельными государствами составляет 933,8 км, в том числе с Россией – 575,8 км (Псковская область – 341,8, Смоленская область – 234), Литвой – 192,2 км, Латвией – 165,8 км.
Такие крупные города, как Москва, Санкт-Петербург, Рига, Вильнюс, Варшава и Киев, расположены на расстоянии 400-600 км от Витебска, население которых является постоянным потенциальным потребителем выпускаемой предприятиями области продукции.
Значимость географического положения обусловлена также наличием развитой инфраструктуры газопроводного и нефтепроводного транспорта, пересечением на территории области крупнейших европейских транспортных коридоров, возможностью развития комплексного обслуживания пассажира- и грузопотоков в автомобильном, железнодорожном и авиационном сообщении.
Природно-ресурсный потенциал
К основным природным ресурсам Витебской области, которые могут служить основой для развития экспортного потенциала, относятся земельные, лесные, водные, минеральные, рекреационные.
Земельные ресурсы отличаются холмистым рельефом, высокой завалуненностью, глинистыми почвами. Из общей площади Витебской области 4004,6 тыс. га сельскохозяйственные угодья занимают более 1500 тыс. га (39%), в том числе пахотные земли - более 900 тыс. га (22%).
Для вовлечения новых земель в хозяйственный оборот организована работа по оптимизации землепользования, часть низко плодородных и имеющих худшие характеристики пахотных земель переводится в кормовые и естественные угодья, что позволяет увеличить кормовую базу и развивать производство востребованной за рубежом сельскохозяйственной продукции.
В настоящее время от инвесторов активизировались предложения по использованию сельскохозяйственных земель для организации выращивания зерновых культур, овощей, закладке садов, ягодников. Реализация подобных предложений, в первую очередь, на территории районов области способствует развитию сырьевой базы для пищевой, текстильной, маслоперерабатывающей промышленности, для выращивания экологически чистой продукции, лекарственного сырья и последующего экспорта в рамках товаропроводящей сети инвесторов.
Лесные ресурсы остаются одними из наиболее значимых природных ресурсов области: 25 процентов земельного фонда области занята лесами (1314,5 тыс. га), запас древесины оценивается в 185 млн. м3 леса. Состав лесов разнообразен, преобладающее положение в структуре занимают хвойные породы деревьев. Лесные ресурсы обладают относительно высокой производительностью. Средний класс бонитета лесов выше среднего по стране показателя почти на 30 процентов. Общие запасы древесины в лесах области составляют более 1/5 всех запасов Беларуси. Возрастная структура лесов благоприятна для удовлетворения потребностей экономики, как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективу.
Вместе с тем, данные ресурсы пока используются недостаточно эффективно. Слабое использование технологий глубокой переработки сырья, прежде всего тонкомерной древесины, преимущественное использование древесины хвойных пород, незначительный объем переработки лиственных пород, низкий процент производства и использования отходов снижают эффективность экспорта и не обеспечивают более значительного притока валютных средств.
По-прежнему, большинство инвестиционных проектов ориентированы на экспорт изделий с невысокой степенью обработки. В дальнейшем зарубежными покупателями проводится финишная доработка изделий и перепродажа по ценам в 2-3 раза превосходящим экспортные.
Преимущественно экспортируются паллеты и палетные заготовки, виноградные колья, древесина для палисад, столярные изделия, доска обрезная, плиты ДВП и ДСП. Крайне низок объем экспорта готовых мебельных заготовок, мебельных щитов, плит ламинированных, всевозможных изделий из бруса, готовых строительных конструкций. Неразвито производство фанеры, древесных плит повышенной и средней плотности.
Не развито современное производство мебели, широкой гаммы изделий из мебели для учащихся, студенческой молодежи, молодых семей.
Несмотря на многочисленные договоренности мало практических результатов по освоению производства пелет, гранул, брикетов, топливной щепы, различных категорий дров для бытовых нужд, древесного угля, на которые существует постоянный спрос в Скандинавских государствах, Ирландии, Великобритании, а также в Литве, Польше и Латвии.
Экспорт изделий из древесины стабильно осуществляется в 10-13 государств, однако практически отсутствует на рынках большинства стран СНГ (прежде всего Украина, Молдова, Казахстан, Азербайджан, Туркмения), Азии, Африки, Латинской Америки.
Реализация продукции в государства Прибалтики, Польши, Болгарии, Румынии приводит к увеличению посреднических звеньев и снижению доли валютной выручки от экспорта.
Вместе с тем данное направление экспорта должно стать основой развития экспортного потенциала таких регионов области как Браславский, Верхнедвинский, Витебский, Докшицкий, Лиозненский, Оршанский, Полоцкий, Поставский, Ушачский и Шумилинский.
Витебская область располагает наибольшим в республике запасом водных ресурсов. По запасам поверхностных вод область занимает первое место в республике. В средний по водности год ресурсы речных вод составляют 19,1 км3 в год. Имеются благоприятные условия для развития малой гидроэнергетики на реке Западная Двина, что может позволить оптимизировать внешнеторговый баланс ряда регионов области.
Количество озер достигает 7 тысяч. Площадь зеркала изученных озер составляет 731,7 км2, объем воды – 3243 млн. м3. Наибольшими запасами озерных вод располагают Браславский (29,2 процента) и Ушачский (10,8 процента) районы области. Разветвленная сеть озер способствует развитию рыбоводства. При относительно небольших затратах улов с одного гектара озерной глади может достигать 70-80 кг.
Область хорошо обеспечена ресурсами пресных подземных вод. Утвержденные эксплуатационные запасы подземных вод составляют 933,6 тыс. м3/сут., перспективные – оцениваются в 9549,9 тыс. м3/сут. Прогнозные ресурсы превышают разведанные практически в 10 раз.
Данные факты позволяют максимально эффективно развивать проекты по организации производства и экспорту чистой питьевой воды как в приграничные с областью российские мегаполисы, так и в регионы Европы, Азии и Африки.
Вместе с тем, подобные проекты практически не развиты на территории районов, экспорт отсутствует, все активнее в регионы завозятся напитки с всевозможными искусственными добавками (главным образом, с Украины, Молдовы и России).
Основными минерально-сырьевыми ресурсами области являются торф, доломиты, строительные пески, песчано-гравийный материал, глины, сапропели, минеральные воды.
Запасы торфа оцениваются в 1135,0 млн. тонн. По геоботанической характеристике 59 процентов запасов торфа относится к низинному, 38 процентов - к верховому, 3 процента - к переходному типу. Основная часть запасов торфа (52 процента) находится в пределах природоохранных зон. Имеющиеся сырьевые ресурсы обеспечивают предусматриваемые объемы добычи торфа и производства торфяной продукции вплоть до 2021 года. Обеспеченность разведанными и возможными к эксплуатации запасами составляет дополнительно еще на 40 лет вперед.
В основном вывозится торф кипованный в мешках, главным образом, в Чехию, Словакию, Литву, Латвию, преимущественно из Докшицкого и Шумилинского районов. Другие рынки сбыта Европы не осваиваются (Польша, Австрия, Германия, Италия, Сербия), а также страны Азии, Ближнего Востока. Пробные поставки проводятся в Израиль.
Продукт экспортируется без переработки, в то время как в область импортируется из России широкий набор торфосмесей с минеральными добавками для различных видов цветов, овощей, в качестве готового грунта для рассады, выращивания овощей, кустарников, деревьев.
Доломиты относятся к категории важнейших минерально-сырьевых ресурсов области. Используются для известкования почв, приготовления щебня. Общие запасы доломита оцениваются в 5289 млн. тонн, из которых объем утвержденных запасов составляет 878 млн. тонн. Глубина залегания составляет от 2,5–4,5 до 35–38 м.
Экспорт продукции осуществляется преимущественно в Российскую Федерацию в крайне незначительных объемах в связи с более высокой стоимостью на перевозку по сравнению с ценой изделий.. Неразвито производство строительных материалов из доломита (плитка, кирпич, блоки, цемент, известь, гипс), в то время как потребность в строительных материалах, как на внутреннем, так и внешнем рынках постоянно увеличивается.
Повсеместно распространены на территории области строительные пески, разведанные запасы которых по категории А+В+С1 составляют 66,4 млн. тонн – 14 процентов общереспубликанских запасов. Обеспеченность действующих в области производств разведанными запасами песков строительных составляет более 250 лет, в том числе по разрабатываемым месторождениям – более 90 лет.
Запасы месторождений песчано-гравийного материала превышают 238,5 млн. м3 – 35 процентов общего количества разведенного сырья по республике. По разведанным и взятым на баланс запасам гравийно-песчаных смесей область занимает второе место в республике после Минской области. Учитывая объемы текущей добычи, область отличается очень высокой обеспеченностью запасами данного вида сырья, которая составляет около 300 лет.
Данный продукт, запасы которого имеются во всех районах области, не экспортируется, с российскими компаниями ведутся переговоры по освоению карьеров и организации экспорта в Городокском районе.
Для развития экспорта строительной отрасли хорошие предпосылки создает наличие на территории области значительных запасов глин и суглинков для производства керамического кирпича, камня, блоков. Балансовые запасы глинистого сырья Витебской области составляют 38 процентов республиканских, в том числе по разрабатываемым месторождениям – 47 процентов.
Данный материал является экологически чистым, достаточно востребованным среди строительных организаций.
Экспортоориентированные проекты с учетом сырьевой базы должны развиваться в Полоцком, Чашникском, Шумилинском районах, в городах Витебск, Полоцк и Новополоцк, включая создание новых видов строительных изделий из поризованной керамики, керамзита, дренажных изделий.
Витебская область обладает значительными ресурсами сапропелей - более 77 процентов от республиканских запасов. Всего балансовые запасы по категории А+В+С1 составляют 21,7 млн. тонн. Вместе с тем на наличие сапропелей разведано только 470 озер, или 33 процента от общего числа сапропелесодержащих водоемов области. Предварительно оцененные запасы составляют 505,0 млн. тонн. Более 200 озерных месторождений области отнесены к перспективным для разработки и добычи сапропелей. Средние глубины воды в таких озерах не превышают 5,0 метров, мощности отложений достигают 5-15 метров.
Продукция не разрабатывается и не экспортируется при наличии потенциального спроса в регионах Азии и Ближнего Востока.
Кроме того, наличие сапропелей создает благоприятные условия для развития грязелечения и наращивания экспорта оздоровительных услуг. По запасам, качеству и уникальным свойствам лечебных грязей Витебская область занимает первое место в Республике Беларусь, что позволяет в перспективе организовать грязелечение не только на имеющихся мощностях сети санаторно-курортных объектов, но и расширить коечную мощность грязелечебниц, экспортировать лечебные сапропели за пределы области и республики. Грязелечение может стать приоритетным направлением санаторно-курортного оздоровления в области в том числе для граждан иностранных государств (России, Украины, Прибалтики, Польши).
На территории Витебской области выявлен целый ряд источников минеральных вод, среди которых по химическому составу выделяются хлоридно-сульфатные и сульфатно-хлоридные воды. Хлоридные воды известны в Витебском, Полоцком, Ушачском районах. Дебиты скважин изменяются от 10 до 500 л/сутки, минерализация – от 2,7 до 105 г/литр. Сульфатные воды разведаны в Городокском, Поставском, Ушачском районах, хлоридно-сульфатные воды - в Лепельском районе.
Данный фактор также пока не используется районами для повышения своей экспортной привлекательности.
Существенным конкурентным преимуществом области является наличие уникальных рекреационных ресурсов, которые в настоящее время используются не значительно. По комплексу факторов (природные особенности, транспортная доступность, степень освоенности и экологическая чистота среды обитания) в области выделено и территориально обозначено около 400 тыс. га, благоприятных для курортно-рекреационного освоения с общей суммарной емкостью 0,8 – 1,2 млн. отдыхающих одновременно. Это достаточно для удовлетворения потребностей местного населения и туристов из других регионов республики и зарубежья.
Особенностью Витебского региона является развитая сеть особо охраняемых природных территорий, которые занимают 8,6 процента площади области. Здесь находится 21 процент всех особо охраняемых природных территорий республики. Среди них – большая часть Березинского биосферного заповедника (Лепельский и Докшицкий районы), национальный парк ”Браславские озера“, 6 ландшафтных, 5 биологических и 13 гидрологических заказников республиканского значения. Два заказника – Освейский (Верхнедвинский район) и Ельня (Миорский и Шарковщинский районы) имеют международное значение и относятся к Рамсарским территориям.
Такие территории рассматриваются как наиболее приемлемые для организации экологического и аграрного туризма, что обеспечивает занятость сельских жителей и населения малых городов.
Таким образом, природные ресурсы Витебской области обеспечивают благоприятные условия для развития в регионе малой гидроэнергетики, производства и экспорта строительных материалов, лесной и деревоперерабатывающей промышленности, животноводства, льноводства, рыбоводства, перерабатывающих отраслей АПК, развития услуг туризма и отдыха, бальнео- и грязелечения.
Имеющиеся запасы природных ресурсов и состояние окружающей среды позволяют осуществлять расширенное социально-экономическое развитие региона, эффективное и рациональное использование имеющихся ресурсов, обеспечивающее сохранение уникальных ландшафтов, биологического разнообразия природных комплексов.
Законодательное обеспечение инвестиционной политики
Инвестиционный процесс является одним из основных факторов, определяющим социально-экономическое развитие Республики Беларусь, ее технологический прогресс и эффективность материального производства.
Этим обусловлен повышенный интерес к государственным инструментам активизации инвестиционного процесса в рамках экономического воздействия на внутренние и внешние инвестиции.
В настоящее время в Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов.
Информация к Закону Республики Беларусь от 8 января 2024 г. № 350-З ”Об изменении Закона Республики Беларусь ”Об инвестициях“, который вступает в силу 11 июля 2024 г.
Названным документом Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З ”Об инвестициях“ изложен в новой редакции.
В обновленный Закон об инвестициях включены нормы о реализации в Республике Беларусь инвестиционных проектов по приоритетным видам деятельности (будут определяться Советом Министров Республики Беларусь) как в рамках инвестиционных договоров, так и в качестве преференциальных инвестиционных проектов. Также предусмотрены основы поддержки инвесторов в виде бюджетных трансфертов.
Предусматриваются дополнительные стимулирующие условия для инвесторов, реализующих инвестпроекты по инвестдоговорам, в виде расширенного пакета льгот и преференций, и направленных на снижение рисков для добросовестных инвесторов и бизнеса гарантий:
1. в рамках обновленного института инвестдоговоров предусматриваются:
2. предусматривается заключение специальных инвестиционных договоров.
Справочно:
В Российской Федерации законодательством в сфере промышленной политики предусмотрен схожий механизм стимулирования инвестиций – специальные инвестиционные контракты.
Предметом специнвестдоговоров будет организация инвестором или созданной им компанией производства в нашей стране востребованной усовершенствованной продукции. В свою очередь со стороны Республики Беларусь обеспечивается возможность реализации части такой продукции в рамках государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника. Таким образом, наряду с преимуществами инвестиционного договора, инвестор получает определенные гарантии сбыта части производимой продукции.
Специнвестдоговор будет актуален в работе по импортозамещению и формирует условия для повышения технологической безопасности страны.
Новой редакцией Закона об инвестициях предусматриваются и меры по повышению инвестиционной привлекательности регионов.
Так, в районах области будут реализовываться преференциальные инвестпроекты:
1. для их реализации не требуется заключения договора, а достаточно принятия исполкомом решения о включении инвестпроекта в перечень преференциальных инвестпроектов. Такие решения будут отражать основные условия реализации префпроекта;
2. по преференциальным инвестпроектам будут предоставляться актуализированные льготы и преференции, уже известные по Декрету № 10.
Поддержка в виде бюджетных трансфертов предусмотрена для инвесторов – юридических лиц Республики Беларусь, реализующих инвестпроекты по приоритетным видам деятельности. Условия (критерии), которым должны будут соответствовать инвестпроекты, претендующие на оказание поддержки в виде бюджетных трансфертов, будут определяться Советом Министров Республики Беларусь.
После вступления в силу обновленной редакции Закона об инвестициях Декрет № 10 утратит свою силу. Ранее заключенные инвестиционные договоры продолжат реализовываться на условиях, которые были определены до вступления в силу статьи 4 Закона № 350-З.
Правовые основы и основные принципы осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь установлены Законом Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-3 ”Об инвестициях“.
Инвестиционная деятельность в республике осуществляться следующим образом:
Инвестор имеет право на заключение договора с Республикой Беларусь, связанного с осуществлением инвестиций, в порядке и на условиях установленных законодательством Республики Беларусь.
В целях создания дополнительных условий для осуществления инвестиций инвестор имеет право на заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь, который заключается на основании решения государственного органа или иной государственной организации, определенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Механизм заключения с инвестором инвестиционного договора определен Декретом Президента Республики Беларусь № 10 от 6 августа 2009 г. ”О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь“.
В инвестиционном договоре с Республикой Беларусь должны быть определены:
объект, объем, сроки и условия вложения инвестиций; права и обязанности инвестора и Республики Беларусь; ответственность сторон договора за несоблюдение его условий; срок действия инвестиционного договора; иные условия, определяемые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
С заключением этого соглашения инвестору при осуществлении инвестиционного проекта в Беларуси предоставляется ряд значительных льгот.
Порядок заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2016 № 563, которым утверждено Положение о порядке заключения, изменения и прекращения инвестиционных договоров между инвестором и Республикой Беларусь.
С целью развития регионов и отраслей экономики Беларуси, реализации инвестиционных проектов, включая создание и развитие организаций с участием стратегически значимого инвестора, Указом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 413 предоставлено право физическим и юридическим лицам представлять интересы Республики Беларусь (далее - инвестиционные агенты) по вопросам:
Порядок предоставления статуса инвестиционного агента утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 г. № 1448.
Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 ”О государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования“ упрощен порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.
С 1 февраля 2009 г. введен заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования, за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Регистрация осуществляется в день подачи документов, причем максимально сокращен перечень документов, предоставляемых для регистрации.
Декрет значительно упрощает требования к учредительным документам субъектов хозяйствования, исключены требования к минимальному размеру уставного фонда коммерческих организаций (кроме акционерных обществ, банков и страховых организаций. Величина уставного фонда определяется юридическими лицами самостоятельно. При ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей закрепляется принцип ”одно окно“ во взаимоотношениях регистрирующего органа с другими государственными органами.
Декретом Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 ”О стимулировании предпринимательской деятельности на территории малых и средних городских поселений, сельской местности“ определены меры экономического стимулирования предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, в соответствии с которым коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на всей территории Беларуси за исключением областных городов, г. Минска, а также городов: Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жодино, Жлобин, Лида, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск в течение семи календарных лет со дня их государственной регистрации:
Определены условия по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества (Указ Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 ”О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом“, Указ Президента Республики Беларусь от 04.07.2012 № 294 ”О порядке распоряжения государственным имуществом“).
Упрощена процедура изъятия и предоставления земельных участков (Указ Президента Республики Беларусь № 667 от 27.12.2007). Принятие документа значительно снижает инвестиционные риски лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков, связанные в настоящее время с необходимостью подготовки дорогостоящей строительной документации и возможным отказом в предоставлении земельных участков.
Получена возможность субъектам хозяйствования, получившим статус ”добросовестный участник внешнеэкономической деятельности“ в упрощенном порядке ввозить товары для своих производственных нужд и при необходимости использовать их сразу же в производство без таможенной очистки – соответствующие таможенные процедуры будут осуществляться по заявительному принципу без предъявления товара в таможню (Указ Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 40).
Расширен перечень льгот резидентам свободных экономических зон и предоставлены им гарантии неизменности специального правового режима налогообложения. (Указ Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 42).
Созданы условия для сокращения сроков строительства объектов и развития материально-технической базы, упрощены процедуры в строительной отрасли, а также предоставлено право иным застройщикам, наряду с УКСами, осуществлять строительство жилых помещений для граждан, использующих на эти цели государственную поддержку, что позволит увеличить объемы жилищного строительства для нуждающихся (Указ Президента Республики Беларусь от 15.05.2008 № 277) и др.
Последовательность действий при осуществлении инвестиционного проекта в строительстве
Порядок действий инвестора для создания объекта придорожного сервиса
Инвестор направляет в организацию по землеустройству ходатайство о формировании земельного участка для размещения объекта строительства.
В ходатайстве указываются:
К ходатайству прилагаются:
Организация по землеустройству заключает договор подряда на выполнение работ, связанных с формированием земельного участка и оказанием услуг по обращению за государственной регистрацией в отношении изымаемого земельного участка и прав на него, создания земельного участка и возникновения права на него (срок 3 рабочих дня).
Инвестор осуществляет оплату работ в соответствии с условиями заключенного договора подряда.
Организация по землеустройству изготавливает землеустроительное дело по формированию земельного участка, получает согласование владельца автомобильной дороги и подготавливает проект решения исполнительного комитета об изъятии и предоставлении испрашиваемого земельного участка (срок 15 рабочих дней со дня оплаты работ) и направляет их в соответствующую землеустроительную службу (срок 1 рабочий день после изготовления землеустроительного дела).
Землеустроительная служба рассматривает землеустроительное дело и проект решения исполнительного комитета (при необходимости уточняет его) и вносит в соответствующий исполнительный комитет для принятия решения в пределах его компетенции по изъятию и предоставлению земельного участка (срок 5 рабочих дней).
Местный исполнительный комитет принимает решение об изъятии и предоставлении земельного участка инвестору (срок 5 рабочих дней) и передает землеустроительное дело с решением в землеустроительную службу (срок 3 рабочих дня).
Землеустроительная служба подготавливает проект договора аренды земельного участка (в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка инвестору) и направляет землеустроительное дело с решением об изъятии и предоставлении земельного участка в организацию по землеустройству (срок 1 рабочий день).
Организация по землеустройству передает землеустроительное дело с заявлением инвестора о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения прав на него в организацию по государственной регистрации (срок 2 рабочих дня).
Организация по государственной регистрации осуществляет государственную регистрацию создания земельного участка (срок 7 рабочих дней).
Общий срок выполнения работ – 42 рабочих дня.
Инвестор вносит плату за право заключения договора аренды земельного участка и выполняет условия отвода земельного участка, предусмотренные в решении об изъятии и предоставлении ему этого участка для строительства объекта (срок 10 рабочих дней).
Местный исполнительный комитет заключает с инвестором договор аренды земельного участка (срок 2 рабочих дня).
Инвестор обеспечивает государственную регистрацию договора аренды земельного участка и основанного на нем права аренды этого участка в организации по государственной регистрации (срок 7 рабочих дней).
Местный исполнительный комитет поручает организации по землеустройству обеспечить разработку проекта отвода земельного участка (при наличии градостроительного проекта детального планирования) либо подготовку земельно-кадастровой документации для выбора земельного участка и оформления материалов предварительного согласования места его размещения (при отсутствии указанного градостроительного проекта).
В поручении указываются:
К ходатайству прилагается копия градостроительного проекта детального планирования с нанесенными границами земельного участка (при наличии).
Организация по землеустройству заключает договор подряда на выполнение работ (срок 3 рабочих дня).
Местный исполнительный комитет осуществляет оплату работ в соответствии с условиями заключенного договора подряда.
Организация по землеустройству:
Землеустроительная служба рассматривает землеустроительное дело по формированию земельного участка и проект решения местного исполнительного комитета (при необходимости уточняет его) и вносит их в местный исполнительный комитет в соответствии с его компетенцией для принятия решения об изъятии земельного участка для проведения аукциона (срок 5 рабочих дней).
Местный исполнительный комитет принимает решение об изъятии земельного участка для проведения аукциона (срок 5 рабочих дней) и передает землеустроительное дело по формированию земельного участка с указанным решением в землеустроительную службу (срок 3 рабочих дня).
Землеустроительная служба направляет землеустроительное дело по формированию земельного участка с решением об изъятии земельного участка для проведения аукциона в организацию по землеустройству (срок 1 рабочий день).
Организация по землеустройству передает землеустроительное дело по формированию земельного участка в организацию по государственной регистрации (срок 2 рабочих дня).
Организация по государственной регистрации осуществляет государственную регистрацию создания земельного участка (срок 7 рабочих дней).
Организация по землеустройству направляет землеустроительное дело по формированию земельного участка, решение об изъятии земельного участка для проведения аукциона и свидетельство о государственной регистрации создания земельного участка в комиссию по организации и проведению аукциона или в государственную организацию, уполномоченную местным исполнительным комитетом на проведение аукциона (срок 3 рабочих дня).
Общий срок выполнения работ – 54 рабочих дня.
Комиссия по организации аукционов проводит аукцион в срок до 2 месяцев.
Местный исполнительный комитет после утверждения протокола о результатах аукциона принимает решение о предоставлении победителю аукциона земельного участка для размещения объекта строительства (срок 10 рабочих дней).
Землеустроительная и геодезическая служба подготавливает проект договора аренды земельного участка (срок 3 рабочих дня).
Победитель аукциона вносит плату за право заключения договора аренды земельного участка или плату за земельный участок, предоставляемый в частную собственность, возмещает затраты на организацию и проведение аукциона и выполняет условия отвода земельного участка, предусмотренные в решении о предоставлении ему этого участка для размещения объекта строительства (срок 10 рабочих дней).
Местный исполнительный комитет заключает с победителем аукциона договор аренды земельного участка (срок 2 рабочих дня).
Победитель аукциона обращается в организацию по государственной регистрации за регистрацией договора аренды земельного участка и основанного на нем права аренды этого участка или права частной собственности на земельный участок (срок 7 рабочих дней).
Государственная организация – ответственный исполнитель программы направляет в организацию по землеустройству ходатайство о формировании земельного участка для размещения объекта строительства.
В ходатайстве указываются:
К ходатайству прилагается выписка из программы либо соответствующее решение Президента Республики Беларусь.
Организация по землеустройству
Землеустроительная служба рассматривает указанные землеустроительное дело и проект решения исполнительного комитета (при необходимости уточняет его) и вносит в соответствующий исполнительный комитет для принятия решения в пределах его компетенции по изъятию и предоставлению земельного участка (срок 5 рабочих дней).
Местный исполнительный комитет принимает решение об изъятии земельного участка для проведения аукциона (срок 5 рабочих дней) и передает землеустроительное дело по формированию земельного участка с решением в землеустроительную службу (срок 3 рабочих дня).
Землеустроительная служба направляет землеустроительное дело с решением об изъятии земельного участка для проведения аукциона в организацию по землеустройству (срок 1 рабочий день).
Организация по землеустройству передает землеустроительное дело в организацию по государственной регистрации (срок 2 рабочих дня).
Организация по государственной регистрации осуществляет государственную регистрацию создания земельного участка (срок 7 рабочих дней).
Организация по землеустройству направляет землеустроительное дело по формированию земельного участка, решение об изъятии земельного участка для проведения аукциона и свидетельство о государственной регистрации создания земельного участка в областной территориальный фонд государственного имущества для проведения аукциона (срок 3 рабочих дня).
Общий срок выполнения работ – 45 рабочих дней.
Областной территориальный фонд государственного имущества проводит аукцион (в срок до 2-х месяцев).
Местный исполнительный комитет после утверждения протокола о результатах аукциона принимает решение о предоставлении победителю аукциона земельного участка для размещения объекта строительства (срок 10 дней).
Землеустроительная служба подготавливает проект договора аренды земельного участка (в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении земельного участка победителю аукциона).
Победитель аукциона вносит плату за право заключения договора аренды земельного участка или плату за земельный участок, предоставляемый в частную собственность, возмещает затраты на организацию и проведение аукциона и выполняет условия отвода земельного участка, предусмотренные в решении о предоставлении ему этого участка для размещения объекта строительства (срок 10 рабочих дней).
Местный исполнительный комитет заключает с победителем аукциона договор аренды земельного участка (срок 2 рабочих дня).
Победитель аукциона обращается в организацию по государственной регистрации за регистрацией договора аренды земельного участка и основанного на нем права аренды этого участка или права частной собственности на земельный участок (срок 7 рабочих дней).
Инвестиционные проекты, предлагаемые для реализации
Справочник инвестора
Инвестиционный договор с Республикой Беларусь
С 2009 г. успешно действует созданный институт инвестиционных договоров с Республикой Беларусь.
Механизм инвестиционных договоров позволяет создать комфортные условия работы при реализации проектов, вне зависимости от территории, на которой осуществляется проект, позволяет инвестору установить дополнительные гарантии защиты своего капитала и одновременно получить льготные условия и преференции для реализации инвестиционного проекта, в том числе и в индивидуальном порядке.
В целях реализации данного института принят Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 ”О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь“, а также ряд иных нормативных правовых актов.
Так, указанным Декретом закреплена возможность заключать инвестиционный договор на основании решения:
государственного органа, исполкома, если таким инвестиционным договором не предусматривается предоставление инвестору (инвесторам) и (или) организации, реализующей инвестиционный проект, дополнительных льгот и (или) преференций, кроме установленных Декретом № 10, иными актами законодательства;
Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, если данным инвестиционным договором предусматривается предоставление инвестору (инвесторам) и (или) организации льгот и (или) преференций, не установленных Декретом № 10, иными актами законодательства.
Для заключения инвестиционного договора на основании решения Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь требуются представление бизнес-плана инвестиционного проекта и проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта.
По вопросам привлечения инвестиций, заключения инвестиционных договоров и реализации инвестиционных проектов инвестор может взаимодействовать с государственными органами и исполнительными комитетами, государственным учреждением ”Национальное агентство инвестиций и приватизации“ либо с физическими или юридическими лицами, уполномоченными на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь.
2.3. Положение о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь
4.1. Положение о продаже не завершенного строительством незаконсервированного объекта с публичных торгов
5.1. Перечень приоритетных видов деятельности (секторов экономики) для осуществления инвестиций
Типовая форма инвестиционного договора с Республикой Беларусь