Практика и экономия
Владимир Шитько, директор Городокского государственного аграрно-технического колледжа, где в том числе готовят трактористов, рассказал любопытную историю:
— Как-то у нашего учебного трактора «Беларус-3022» вышел из строя двигатель. На ближайшем заводе, куда мы обратились, за ремонт попросили 22 тысячи рублей. В столичной фирме ценник и того больше! Тогда я предложил преподавателям, треть из которых оканчивали БГАТУ, сделать ремонт самостоятельно. Вместе с учащимися. Мы мотор перебрали, докупили вышедшие из строя детали. Энергонасыщенный трактор с ним до сих пор бегает. А обошлось это в 2 тысячи рублей! Тогда мы всерьез задумались: почему бы не открыть собственную станцию технического обслуживания для тракторов и комбайнов?
Владимир Шитько.Владимир Владимирович говорит, что о похожих проектах в Беларуси пока не слышал. Но признается, задумку хочет реализовать не для того, чтобы оказаться первым учебным заведением в стране, где появится собственная СТО:
— Идея возникла в 2018-м после того, как вместе с облисполкомом и партнерами из МТЗ, Гомсельмаша, Витебского мотороремонтного завода и других предприятий открыли ресурсный центр. Сегодня на установленных там симуляторах, в компьютеризированных лабораториях занимаются не только наши ребята, но и учащиеся 12 учебных заведений региона, имеющих аграрный уклон.В прошлом году в колледже открыли новую специальность, по которой стали готовить ремонтников сельскохозяйственной техники. Все это поможет подковать будущих специалистов теоретически. Но без практики — никуда. Чтобы молодежь могла практиковаться, набить руку, решили открыть станцию технического обслуживания для энергонасыщенных тракторов и комбайнов.
Хозяйствам подставят плечо
По мнению специалистов, есть у проекта и другие плюсы. Во-первых, для учащихся, которых только на очном отделении в Городке более 700, это реальная возможность заработать. Во-вторых, если цена на ремонт двигателя без накруток окажется в 10 раз ниже, сельхозпредприятиям Городокского и других близлежащих районов куда легче будет реанимировать технику, простаивающую из-за отсутствия денег на ремонт. И наконец, если дело пойдет, колледж готов выступить в роли своеобразной райсельхозтехники, где можно создать обменный фонд деталей и узлов сельскохозяйственных машин. Да, нужно договориться с хозяйствами о передаче тракторов и комбайнов, которые не на ходу. Но это, согласитесь, лучше, нежели старые машины сгниют под забором либо будут украдены какими-нибудь проходимцами и сданы в металлолом.
Мастер производственного обучения Владимир Гладкий и учащийся 3-го курса Евгений Ковалев. Преподаватели и мастера колледжа идею одобрили. Преподаватель Евгений Федотов уверен, что практический опыт для специалиста, который эксплуатирует и ремонтирует технику, бесценен:
— С птицефабрики «Городок» нам пригоняли «Беларус-3022», на который из-за неисправности гидросистемы не могли навесить плуг. Вооружившись тестером и компьютером со специальным программным обеспечением, мои ученики разобрались, что проблема в электропроводке. В КУСХП им. Свердлова помогли отремонтировать кормоуборочный комбайн. Раньше я ради шутки пригонял мальчишкам свою легковушку и оставлял в качестве «подопытного кролика». Признаюсь, боялся сначала, что угробят. А сегодня не сомневаюсь, что 90 процентов неисправностей они устранят самостоятельно. Не случайно некоторые наши старшекурсники покупают оборудование и ремонтируют автомобили друзей и знакомых, зарабатывая на этом.Ключ на старт
Чтобы направить энергию подопечных в цивилизованное русло, в колледже уже обустраивают СТО для легковых автомобилей. Для этого отремонтировали старые пустующие мастерские, установили шкаф для зарядки аккумуляторов, гидравлический 60-тонный пресс, компрессометр, современные установки для замены масла и очистки топливных систем. Лаборант Максим Соловьев, которого я там встретил, колдовал над колесом «жигуленка»:
— Когда я здесь учился на техника-механика, таких возможностей практиковаться не было.Третьекурсник Кирилл Кожемяченков не сомневается, что СТО поможет глубже изучить устройство автомобиля:
— Ответственности здесь больше, нежели при работе на учебном стенде. Если знаешь, что завтра хозяин придет за автомобилем, дурака свалять не получится!Открыть СТО для легковушек, по словам Владимира Шитько, планируют до конца года:
— Если эту станцию мы оборудовали за свои внебюджетные деньги, то на СТО для тракторов и комбайнов Витебский облисполком выделил 420 тысяч рублей. Мы также вложим в нее более 100 тысяч рублей. Эти затраты должны окупиться в течение 2 лет.Помещение в колледже уже присмотрели. В нем можно ремонтировать 4 трактора одновременно. В начале 2020-го будет объявлен тендер на закупку оборудования. А открытие станции для обслуживания энергонасыщенной техники хотят приурочить к началу следующего учебного года.
КОМПЕТЕНТНО
Сергей Янкович, начальник отдела механизации, энергетики и охраны труда комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома:
— Есть поручение Президента по восстановлению структуры райагросервисов. Городокский проект реализуется в этом русле. С другой стороны, он даст хозяйствам молодых специалистов с максимально развитыми практическими навыками. Когда тракторист досконально знает машину, а не только бездумно ее эксплуатирует, у него простоев меньше, а выработка — больше.