— Борьба с пандемией, сохранение здоровья и защита сотрудника на его рабочем месте вышли сейчас на первый план во всем мире, — сказал он. — Как ни странно, за прошедшие века практически не изменились основные методы борьбы с эпидемиями. По-прежнему самыми эффективными остаются необходимость строго соблюдать санитарно-эпидемиологический режим, личная гигиена.
Коронавирус привнес в мир и в нашу жизнь неопределенность. Несомненно, люди видят в нем угрозу для себя и своих близких, испытывают стресс.
В такой непростой период предприятиям намного сложнее принимать кадровые и финансовые решения, чтобы не ослабить экономическую активность и сохранить достойный уровень оплаты труда.
– Александр Николаевич, что предписывает законодательство для обеспечения безопасности труда?
– Создана обширная законодательная база в области охраны труда, которая учитывает имеющийся положительный международный опыт и многолетнюю практику регулирования этих вопросов на национальном уровне. Это позволяет создавать условия для безопасного труда работников, а также обеспечивает защиту прав и получение соответствующих компенсаций при несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании.
С 28 июня вступят в силу изменения в Закон Республики Беларусь «Об охране труда», его нормы приведены в соответствие с принятыми в республике законодательными актами с учетом правоприменительной практики. Главная задача всех принимаемых мер – сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
– Какие положительные результаты достигнуты на Витебщине?
– В 2000 году на предприятиях области зафиксировано 166 случаев травматизма с тяжкими последствиями, по итогам 2019-го – менее 100, с начала нынешнего года по сравнению с предыдущим производственный травматизм в целом снизился на 10%.
– Могли бы привести примеры предприятий, где, на ваш взгляд, руководство заботится не только о безопасности труда, но и комфортном и здоровом досуге работников?
– Традиционно в области проводится смотр-конкурс на лучшую организацию работы по охране труда. Ежегодно в нем участвуют более 600 организаций. По итогам работы за 2018 год (за 2019-й итоги подведем позже) лучшими в разных номинациях признаны Лепельская центральная больница, РУП по транспортировке и обеспечению сжиженными нефтяными газами (РУП СГ-ТРАНС) из Новополоцка, торфобрикетный завод Браславский и Витебскоблводоканал. На этих предприятиях уделяется особое внимание созданию безопасных и комфортных условий труда.
Например, РУП СГ-ТРАНС оборудовало для сотрудников собственный спортзал (тренажеры, теннисный стол, лыжная база), а также частично оплачивает абонементы в бассейн, тренажерный зал, на занятия в фитнес-группах. На торфобрикетном заводе, помимо того, что по всем правилам оснастили и комнаты для приема пищи, и кабинет по охране труда, для отработки навыков по оказанию первой медицинской помощи приобрели манекен-тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации.
При создании системы управления охраны труда необходимо учитывать специфику работы конкретного предприятия, риски, с которыми связаны производственные процессы. Эту систему наниматель обязан разрабатывать, внедрять и поддерживать ее функционирование.
– Есть ли какие-то стандарты этой системы?
– Конечно. Наши предприятия и организации руководствуются государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 18001 «Системы управления охраной труда. Требования». Ежегодно их внедряют более 200 организаций области.
Мы последовательно продвигаемся к достижению одного из важных компонентов достойного труда – обеспечению безопасных и здоровых условий на каждом рабочем месте. В то же время современное развитие требует новых идей. Международной ассоциацией социального обеспечения разработана концепция нулевого травматизма Vision Zero. Ее применение на предприятиях нашей страны положительно повлияет на состояние охраны труда.
– В чем суть этой концепции?
– В ее основе – признание того, что у каждого несчастного случая на производстве и профессионального заболевания есть причина.
Как показывает анализ завершенных расследований несчастных случаев на производстве, большинство из них обусловлено человеческим фактором – неисполнение работодателями и (или) работниками требований охраны труда, низкий уровень осведомленности и производственной компетентности.
– Где можно восполнить пробел знаний?
– Обучение для отдельных категорий работников организовано в Витебском государственном технологическом университете, Полоцком госуниверситете, Витебском филиале МИТСО, учебном центре ЖКХ, в Витебском отделении Республиканского института высшей школы.
– Обучение только очное?
– Нет. Наш комитет совместно с технологическим университетом разработал систему дистанционных курсов повышения квалификации «Охрана труда и законодательство о труде». Теория изложена в видеолекциях ведущих областных специалистов в этой сфере, а проверяют знания на компьютерном тестировании в университете очно. Сейчас (мы соблюдаем нормы социального дистанцирования) иногородние могут экзаменоваться дистанционно в формате вебинара.
– Агитация и пропаганда – слова, вышедшие из активного употребления. Но в сфере охраны труда без этого, наверно, не обойтись?
– У нас широко применяется наружная реклама, отражающая проблемы производственного травматизма, оборудовано 194 места для ее размещения. Постоянно проводятся месячники, недели и дни безопасности и охраны труда.
Высокую эффективность в агропромышленном комплексе и строительной отрасли показывает работа мобильных групп, которые, посещая предприятия, обращают внимание на соответствие зданий, объектов, сооружений и рабочих мест требованиям по охране труда, пожарной и электробезопасности. В области функционируют 35 мобильных групп, которые ежегодно посещают более 2 тысяч объектов.
Обеспечение охраны труда – это повседневная работа, и только при наличии глубокого внутреннего убеждения руководителя организации, иных должностных лиц, работников в том, что это важный элемент культуры управления, который обязательно принесет свои дивиденды, можно вывести работу по охране труда на новый качественный уровень.
"Витебские вести". Фото из архива БЕЛТА.