Что же особенного в водонапорке, которую в народе называют Шуховской? Подробностями поделилась директор Толочинского историко-краеведческого музея Ирина Пикулик:
— Дело в необычном устройстве башни и ее известном «отце» — российском инженере, архитекторе и изобретателе Владимире Шухове. По его проекту в 1929 году в Коханово и возвели стратегический для своего времени объект. На Белорусской железной дороге водонапорные башни использовали для заправки локомотивов водой. Место постройки выбрано очень точно: отъехав от Орши 25 километров, товарные составы уже не имели воды для форсировки котла. Поэтому станцию Коханово не мог пропустить ни один товарняк.
К слову, с момента «рождения» башню около 80 лет поддерживали в рабочем состоянии. До наших дней она дожила с минимальными изменениями. Всего подобных башен в Беларуси было построено четыре, из них сохранились лишь две — в Коханово и Борисове. Раритет инженерной мысли ценен не только в масштабах страны. В мире таких уникальных конструкций 11. Напомним, Владимир Шухов, создавший первые гиперболоидные конструкции, прославился благодаря изобретению сетчатых перекрытий. Для примера, их использовали в таких культовых постройках как Британский музей или небоскреб The Gherkin в Лондоне. А сооружение башни для радиостанции на Шаболовке в Москве до сих пор остается самой известной работой Шухова. Долгие годы ее изображение было эмблемой советского телевидения и заставкой многих телепередач, включая знаменитый «Голубой огонек».