В работе приемных участвуют представители органов власти, депутатского корпуса, руководители общественных объединений. Для популяризации такой формы консультативно-диалоговой площадки осуществляется широкое информационное сопровождение ее деятельности: графики и режимы работы опубликованы на сайтах областного, городского и районных исполкомов, в средствах массовой информации, на страницах в социальных сетях и мессенджерах.
В приемные уже поступило более 320 предложений и замечаний по различным аспектам жизнедеятельности государства и общества. Наиболее значимые инициативы будут систематизированы и направлены в организационный комитет шестого Всебелорусского народного собрания. Вопросы, требующие конкретного решения (по проблемам ЖКХ, дорожного хозяйства, архитектуры и строительства), направляются для рассмотрения по компетенции соответствующим организациям в рамках законодательства об обращениях граждан и юридических лиц.
Необходимо отметить, что наиболее активно граждане использовали потенциал общественных приемных для инициирования предложений по внесению изменений в Конституцию и законодательные акты Республики Беларусь. Условно их можно объединить в три крупных блока.
Во-первых, это инициативы по вопросам конституционного развития и корректировки основного закона страны. Например, реформирование парламента в однопалатный, избрание депутатов по партийным спискам или введение смешанной избирательной системы, повышение возраста до 21 года для лиц, участвующих в голосовании, повышение роли Советов депутатов путем передачи ряда функций исполнительных комитетов, установление верховенства национального законодательства над международным. Стоит сказать, что подобные инициативы обсуждаются и по ходу работы диалоговых площадок, развернутых на Витебщине. О скрупулезности, с которой граждане подошли к обсуждению будущего развития страны, свидетельствует, например, обращение в редакцию жителя областного центра Анатолия Прищепова. Напомним, что «ВВ» также осуществляли сбор предложений и инициатив в рамках развернувшейся общественной дискуссии. Анатолий Николаевич считает необходимым скорректировать пять статей Конституции Республики Беларусь. Они регулируют отношения личности, общества и государства, направлены на корректировку избирательной системы, а также законотворческой деятельности парламента. В частности, статью 100 Конституции Анатолий Прищепов предлагает дополнить такой нормой: не должен быть принят закон, ухудшающий условия жизни граждан.
Второй крупный блок объединяют предложения по совершенствованию образовательной системы. Так, граждане считают необходимым четко регламентировать количество учеников в классе, инициируют разработку государственной программы патриотического воспитания подрастающего поколения. Их жизненный опыт подсказывает необходимость увеличения часов по профильному образованию, принятия мер по повышению престижа среднего специального образования, в том числе не требуя обязательного наличия высшего образования при приеме на работу по ряду специальностей и должностей.
Третий блок охватывает инициативы социального характера. Речь в них идет, в частности, о необходимости вернуть льготы на проезд для пенсионеров, упорядочении вопросов льготного пенсионного обеспечения сотрудников силовых ведомств. Кроме того, граждане активно высказывались по жилищной тематике, к примеру, предлагали представлять вне очереди приемным семьям арендное жилье, затрагивали вопросы льготной приватизации жилья. Еще одна инициатива особенно актуально звучит в канун новогодних торжеств: в случае, если государственный праздник совпадает с выходным днем (суббота, воскресенье), необходимо установить перенос выходного дня на следующий после праздничного рабочий день.