Приятные изменения происходят и с точки зрения комфорта для водителей, замечает он. Стало проще управлять трамваем, зимой есть возможность согреться, ведь в первых вагонах и печей не было. Водителям выдавали валенки, шинели - так и работали. Сегодня в кабине есть кондиционер. "Даже если сравнить, на каких трамвайчиках я работал и какие есть сейчас, - небо и земля", - рассуждает он.
"Все зависит от родителей". Как заражаются вирусом трудолюбияТруд для мастера смены - образ жизни, причем с рождения. Достойный пример всегда подавали старшие. Отец, в частности, периодически брал с собой на работу, постепенно знакомя сына-подростка с нюансами трамвайного дела. "В школе, класса с 5-6-го, у нас были уроки труда. Научились держать в руках молоток, стамеску, напильник и так далее. Делал как-то терочку маленькую на таком уроке, так на ней стерлась насечка, когда уже моему сыну было лет 10-15. А девочки шили, варили, пекли. Взяться за метлу и пойти убрать школьный двор или еще что-то - никто этим никогда не брезговал и не отнекивался. Был период, когда ковры в доме были модными. Через день-три выносил его на улицу и выбивал - никто не заставлял", - делится Виктор Нестерович.
Воспитывать трудолюбие, по его мнению, должна семья. "Все от родителей зависит, их отношения к своему труду, - добавляет он. - А ребенок же с них считывает и поступает так же".
"В 5 утра выезжаешь - солнышко встает, город еще пустой". Пару слов о трамвайной романтике
Виктор Нестерович фанат своего дела и витебского трамвая - это заметно по тому, с каким энтузиазмом и любовью человек с более чем 40-летним стажем отзывается о работе. "Есть те, кому можно будет передать ее со спокойной душой", - утверждает мастер смены. В тонкости трамвайного дела он посвящает младших коллег, правда, говорит, в основном приходят грамотные люди, которым нужно лишь подсказать и направить. А при поддержке руководства предприятия и профсоюза коллектив обязательно будет работать на результат.
"Если бы время вернуть назад, я бы ничего не поменял. Все равно пришел бы сюда. Сначала было интересно, втянулся, а затем привык, - кратко описывает десятилетия мастер смены. - На линии (водителем) тоже было интересно работать: в 5 утра выезжаешь - солнышко еще встает, город пустой. Потом начинают люди появляться: кто на работу, кто просто по делам. На глазах город растет, видишь: здесь это построили, там - другое, стало красивее. Пассажиры всегда почти одни и те же садились, уже здоровались. Тогда было много фабрик и заводов, куда на работу постоянно ездили одни и те же люди. Семерочка у нас ходила (трамвай) по Фрунзе - ДСК, интервал был 4 минуты, и системы ходили (спаренные вагоны)… Жизнь вторая у меня в этом парке. И с женой познакомился в трамвае - она ездила пассажиркой. Вот уже 39 лет живем душа в душу".