За 30 лет IFMC стал культурной визитной карточкой не только Витебска, но и всей нашей страны. Сегодня он широко известен за пределами Беларуси, признается мировым хореографическим сообществом, определяет тренды в современной хореографии, отметил Юрий Бондарь. Кстати, Юрий Павлович имеет прямое отношение к формированию белорусской школы танца модерн.
Будучи ректором государственного университета культуры и искусств, он не раз приезжал в Витебск на фестиваль, и при нем в этом учебном заведении было открыто отделение современной хореографии, которое в этом году выпустило первых специалистов.
– Выпускники этого отделения оказались очень востребованными, мы не смогли удовлетворить все заявки, а их было по три на одного человека, – подчеркнул Юрий Бондарь.
О том, что современная белорусская хореография всерьез заявляет о себе, говорили компетентные в этой сфере люди, исследователи и практики разных европейских школ танца, которые оценивали национальный конкурс, выпавший на год юбилейного фестиваля.
В частности, историк балета, заведующий кафедрой танцевального искусства гуманитарно-экономической академии Лодзи в Польше Александр Азаркевич сказал, что его поразил скачок, сделанный белорусскими коллективами за 10 лет, которые прошли с его последнего посещения IFMC.
О возросшем уровне хореографов говорил и председатель жюри заслуженный деятель искусств Украины, народный артист Молдовы, художественный руководитель театра «Киев модерн-балет» Раду Поклитару.
– Если прежде мы отмечали исполнительское мастерство, то сегодня и сочинительское. Многие хореографы заявили о себе как о состоявшихся мыслящих личностях. Некоторые работы нас пленили, – сказал Раду Поклитару.
А его коллега по жюри худрук Национального Большого театра оперы и балета Беларуси Юрий Троян подчеркнул, что на конкурсе было что посмотреть и что подсмотреть.
Такая похвала современному белорусскому танцу – самая большая награда фестивалю, который, можно сказать без преувеличения, взрастил уже не одно поколение хореографов и исполнителей, воспитал истинных любителей этого элитарного вида искусства. Вдвойне приятно, когда среди достижений IFMC называют высокое мастерство витебских коллективов.
По итогам национального конкурса первая премия присуждена театру-студии современной хореографии Дианы Юрченко Центра культуры "Витебск" за работу «Смотри, а то услышишь…».
Еще один витебский проект (совместный театра-студии Дианы Юрченко и коллектива "Свой почерк" Марины Кушнеровой, хореограф Сергей Толкач) – «Человеки» – удостоен третьей премии. Вместе с ним третье место разделил минский коллектив "Strukturers» за постановку «Ловцы.
Футуристическая фантазия о времени». Вторую премию также поделили минчане: мастерская современного танца под руководством Михаила Каминского и Евгения Николайчук, придумавшая и станцевавшая «Сны Офелии».
Согласно условиям на национальном конкурсе Гран-при не присуждается, но к нему приравнивается специальная премия имени Евгения Панфилова. Ее удостоен хореограф Дмитрий Залесский (Театр современной хореографии "D.O.Z.SK.I.", Минск).
Примечательно, что лауреатом данной престижной награды он становится второй раз. Как рассказал Дмитрий, постановку «Танцы с другом» он готовил для Международного конкурса артистов балета и хореографов, проходившем нынешним летом в Большом театре в Москве.
И хотя он не вошел в число победителей, получил грант на обучение в российском институте современного искусства и приглашение на постановку в Большом. А признание на IFMC – это высший знак качества.
Все конкурсанты отмечали, что витебский фестиваль – это площадка для обмена опытом, профессиональной учебы, возможность увидеть лучшие работы признанных мастеров.
В гостевую программу были включены постановки давних друзей фестиваля, любимцев витебской публики «Балета Евгения Панфилова» и «Киев модерн-балета». Панфиловцы привезли премьеру – одноактный балет-фантазию «Самозванец», поставленный по мотивам сказки Андерсена «Тень».
А киевляне – две постановки: «Долгий рождественский обед» на музыку Вивальди и «Кармен. TV» на оперу Бизе. Последняя работа Раду Поклитару удостоена многих престижных наград, а теперь ей рукоплескали самые взыскательные, по оценке автора, и искушенные витебские зрители.
Символично, что эта классическая история любви, поставленная как современный двухсерийный хореографический телефильм, который по желанию зрителя можно повторить, завершала IFMC – 2017. Стоит вновь нажать кнопку, и представление начнется. Правда, с перерывом на год.