Обращаясь к участникам областного собрания, председатель Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир Андрейченко сделал акцент на консолидирующей роли Всебелорусского народного собрания в важнейший период истории страны. Современный мир становится жестче, в ходу инструменты диктата и санкций, под сомнение ставятся историческая правда и права народов самостоятельно определять свою судьбу.
В таких непростых условиях первостепенная задача — сохранить белорусскую государственность, обеспечить гражданское согласие, определить стратегические перспективы развития страны. Причем сделать это нужно грамотно, вдумчиво, путем последовательных системных преобразований, учитывая запросы граждан на повышение качества жизни, расширение их участия в принятии государственных решений. Задача непростая, предупредил Владимир Андрейченко и добавил, что рецепты навязываемых извне радикальных реформ нам не подходят, они оторваны от жизни и не просчитывают как это скажется на занятости, зарплатах и пенсиях, социальном благополучии населения в целом.
Отличительной чертой белорусской государственности всегда выступала социальная справедливость — именно она должна быть в основе положений программы социально-экономического развития на 5 лет и предложений по совершенствованию общественно-политической жизни страны, уверен спикер парламента.
О КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ
Обобщая наиболее значимые вопросы общественно-политического характера, Владимир Андрейченко сообщил, что только в Палату представителей их поступило около 5,5 тысяч, в том числе по конституционной реформе.
— Это не говорит о том, что действующую Конституцию надо менять полностью, но дает объективное представление о существующем в обществе многообразии. Подавляющее большинство участников диалога в целом поддерживают устоявшиеся подходы к реализации внутренней и внешней политики. Практически никто не сомневается в таких ключевых для нас ценностях, как суверенитет, независимость страны, социальное государство, в необходимости развивать дружественные отношения с Россией и другими странами на постсоветском пространстве, сохранение многовекторного внешнеполитического курса, — отметил спикер парламента.
Вместе с тем, многие предложения направлены на постепенную либерализацию общественно-политической жизни страны. Это расширение полномочий местных органов власти, выборность судей и другие. В целом участники диалога поддержали идею сохранения президентской республики. Широкую дискуссию вызвал вопрос продолжительности президентского срока, разброс мнений очень широкий.
Неоднозначная ситуация с тем, как участники диалога представляют себе трансформацию избирательной системы и пути партийного строительства. Один из вариантов — переход при выборах парламента на смешанную, т.е. мажоритарно-пропорциональную избирательную систему. Но как это сделать пока никто четко не представляет.
— Будем говорить прямо — крупных, устоявшихся политических партий у нас нет. Да и уровень доверия граждан к имеющимся пока явно невысок. Очевидно, что здесь требуется целенаправленная совместная работа государства и общества по созданию партийной системы, способной на деле проводить в жизнь интересы различных социальных слоев, — считает Владимир Андрейченко.
Высказываются предложения по установлению единого дня голосования по выборам депутатов с целью экономики государственных средств. Этот вопрос требует внимательного изучения в строгой увязке со сроками их полномочий, подчеркнул он.
Инициативы по реформе местного управления и самоуправления предлагают главным образом упразднение Советов депутатов первичного уровня и создание вместо них местных администраций, наделение их бюджетной автономией. В то же время пока нет четкого видения как перераспределить функции исполкомов и местных Советов депутатов, полномочия и механизмы формирования органов территориального общественного самоуправления, заметил Владимир Андрейченко.
Много предложений по реализации закрепленных в Конституции социальных прав и гарантий. Порой они выходят за рамки основного закона, что, по мнению спикера, подчеркивает их значимость для населения. В их числе внедрение страховых инструментов в медицине, пенсионный возраст, страховой стаж, отмена отсрочки от службы в армии при поступлении в магистратуру и аспирантуру, нормативное регулирование пользования социальными сетями. Все это действительно серьезные вопросы, которые требуют детального изучения, считает Владимир Андрейченко. Как и некоторые предложения по усилению социальных гарантий молодежи, которые на данном этапе вызывают сомнения.
—Молодежь всегда была приоритетом белорусского государства, это правильно и мы не откажемся от этого курса. Вместе с тем, надо учитывать и реальные возможности экономики, предстоит внимательнее посмотреть на вопросы развития в стране молодежного движения и, возможно, пересмотреть отдельные функции БРСМ, — пояснил Владимир Андрейченко.
Работа диалоговых площадок показала свою эффективность. В дальнейшем подготовкой новой редакции Конституции займется специальная комиссия, которая будет создана после проведения Всебелорусского народного собрания. В ее состав войдут видные юристы, представители госорганов, общественные деятели. До конца года комиссия представит проект обновленного основного закона, который впоследствии будет вынесен на республиканский референдум. Сроки очень наряженные. Предстоит сложная и кропотливая работа, ведь требуется обеспечить сбалансированность и внутреннюю согласованность всех предлагаемых новаций, отметил спикер.
Кроме того, параллельно необходимо думать и о комплексном развитии законодательства с учетом вносимых изменений. Сегодня требуется дополнительная работа с населением, чтобы наглядно продемонстрировать значимость и результативность широкого общенационального диалога.
НУЖНА ЧЕТКАЯ КАРТИНА РАЗВИТИЯ
На форуме должна быть деловая, предметная дискуссия, чтобы люди увидели, что Всебелорусское народное собрание предлагает выверенные, а главное — реализуемые в нынешней непростой ситуации пути решения вопросов, обратился Владимир Адрейченко к участникам мерприятия.
В этом же ключе должны проходит собрания в регионах. Такие встречи видятся как очень важный канал обратной связи для власти, выступают своеобразным генератором идей. Итогом их проведения должны стать конкретные предложения, которые могут быть обозначены в докладе главы государства, и внесены в итоговые документы Всебелорусского народного собрания. Инициативы рождаются тогда, когда разговор приобретает предельно искренний, откровенный характер, позволяющий обозначить принципиальные, пусть даже полярные точки зрения. Люди хотят видеть четкую цельную картину развития своих регионов, перспективы создания новых рабочих мест, развития инфраструктуры, повышения качества жизни, осознавать пути достижения гражданского согласия. Такие аспекты нельзя игнорировать.
— Не стоит обходить неудобные для власти темы: если сами не будем говорить о наших проблемах, и вместе искать пути их решения — это сделают те, кто настроен на раскол общества и развал страны. Но и перехлестов в наших спорах тоже быть не должно — мнения у нас могут быть разные, но страна у нас одна и наш долг вместе сделать все необходимое для ее процветания, — резюмировал Владимир Андрейченко.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
Как сообщил председатель областного Совета депутатов Владимир Терентьев, с ноября во всех регионах Витебщины проходит обсуждение изменений в пятый раздел Конституции, посвященный местному управлению и самоуправлению. Действующая в стране система обеспечивает решение локальных вопросов исходя из государственных и интересов населения. Вместе с тем, назрела необходимость переформатировать ее работу на первичном территориальном уровне.
Какие же предложения внесли участники диалога на Витебщине?
При сохранении существующей модели местного управления и самоуправления на первичном территориальном уровне необходимо укрепление позиций органов власти этого уровня с направлением бюджетных средств в необходимых размерах, закреплением доходных источников.
— Еще одно важное предложение касается укрупнения административно-территориальных единиц, сокращения числа местных органов власти. Это вызвано снижением численности сельских жителей и увеличением малочисленных и даже пустующих населенных пунктов, сокращением количества организаций социальной и производственной сферы, — сообщил Владимир Терентьев. — Создание способных к нормальному экономическому развитию административных территорий с самодостаточной финансовой базой позволит повысить эффективность оказываемых местной властью услуг и снизит их себестоимость.
Среди возможных последствий данного шага — отдаление местного населения от центра административно-территориальной единицы. Для снижения социального напряжения необходимо будет более эффективно использовать институт старейшин, отметил Владимир Терентьев. Для повышения статуса старейшин необходимо наделить их существенной властью, усовершенствовать механизм стимулирования. Также надо активнее, особенно в городах, использовать потенциал коллегиальных органов территориального общественного самоуправления.
В ходе обсуждения совершенствования системы местного самоуправления высказывались предложения об упразднении Советов депутатов первичного уровня. Помимо демографических аспектов и сокращения на селе количества объектов социальной инфраструктуры, аргументы сторонников таковы. Сельские жители по всем волнующим вопросам обращаются в местный орган власти. И им все равно — это сельский исполнительный комитет или Совет депутатов, главное, чтобы их выслушали и оказали помощь. Кроме того, народные избранники на селе не могут выполнять в полной мере депутатские обязанности в связи с занятостью на основном рабочем месте, даже сверхурочно — зачастую это время также занято посевной, уборочной или заготовкой кормов.
В качестве одного из вариантов реформирования административно-территориального устройства предлагалось установить порог (например, 2 тыс. жителей) численности населения для одной административно-территориальной единицы. Владимир Терентьев посчитал: тогда в составе Витебской области будет 46 таких частей, на которых будут образованы Советы депутатов и исполнительные комитеты. Остальные 150 административно-территориальных единиц перейдут в разряд терриориальных единиц, при этом предстоит упразднить исполкомы и Советы депутатов. Вместо них будут образованы сельские администрации, при этом штатная численность сохранится.
— При всем многообразии мнений по данному вопросу главное — выработать концепцию с учетом специфики регионов, и прежде всего интересов местного населения, — подчеркнул Владимир Терентьев.
ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ. ВЗГЛЯД ИЗ ВИТЕБСКА
Наряду с диалоговыми площадками важной составной частью общественной жизни Витебщины стала работа общественных приемных. Чуть более чем за четыре месяца в областном центре и регионах в приемные обратились свыше 300 человек, внесено свыше 400 предложений и замечаний.
— Такой диалог полезен, конструктивен, за ним будущее. Наиболее интересные предложения, прозвучавшие в ходе дискуссий, направлены в оргкомитет VI Всебелорусского народного собрания, — сообщил председатель областного Совета депутатов.
По вопросам конституционной реформы и партийного строительства часто жители Витебщины в своих предложениях делали акцент на развитии политического поля страны, в том числе совершенствовании правовой среды, подчеркивали необходимость демонстрации государством готовности к активизации политических партий и движений. Предлагается увеличить срок полномочий парламента и местных Советов до 5 лет, закрепить в Конституции статус Всебелорусского народного собрания, ввести институт Уполномоченного по правам человека в РБ, создание постоянно действующего конституционного совета с широким представительством общественных и политических структур.
Жители Витебщины считают также необходимым повысить роль и статус местного самоуправления, поддерживают предложения о переводе деятельности областных Советов депутатов на профессиональную основу.
— В дискуссии по наиболее важным вопросам, в том числе требующим разрешения на уровне Конституции, вовлечено большое количество участников, они представляют все слои общества. Поэтому обсуждения затрагивают самые разные направления, среди которых и развитие экономики, социальной сферы, молодежной политики, — подчеркнул Владимир Терентьев.
Например, среди предложений по экономическому блоку выделяется необходимость обеспечения предсказуемости и прозрачности условий деятельности, ликвидации перекрестного субсидирования. Интересно будет услышать на Всебелорусском народном собрании мнения и по такой инициативе витебчан: предусмотреть возможность для высокорентабельных предприятий (20% и выше) вкладывать прибыль в развитие территорий, на которых они расположены. В этот контекст укладывается глобальное предложение: предоставление регионам большей самостоятельности. Требуется разработка механизмов повышения занятости уязвимых групп населения, в том числе молодежи, создание дополнительных стимулов для работодателей, трудоустраивающих этих граждан.
Понятно, что большой блок инициатив связан с совершенствованием социальной сферы — от корректировки градостроительного планирования районов с учетом потребностей в социальной инфраструктуре и внедрения в этой части новых социальных стандартов с привязкой к численности населения микрорайона до необходимости повышения ответственности взрослых детей за пожилых родителей и внедрения для этого мотивационных инструментов.
Владимир Терентьев уверен, что предложения витебчан помогут юристам–профессионалам подготовить оптимальный вариант изменений в Конституцию, в котором будут учтены мнения всего населения.
В дискуссии по проекту основных направлений социально-экономического развития страны на пятилетку с учетом регионального контекста приняли участие представители власти, депутатского корпуса, социальной сферы, молодежных организаций. По итогам принята резолюция областного собрания, в которой нашли отражение наиболее важные аспекты состоявшегося живого диалога.
Дмитрий Демидов, председатель Новополоцкого горисполкома, член Совета Республики Национального собрания РБ: «В Новополоцке постоянно ведется работа по поиску и внедрению новых подходов стимулирования регионального развития за счет мер, направленных на максимальное раскрытие регионального потенциала. С 2017 года реализуется городская стратегия, основанная на повышении инвестиционной привлекательности, в том числе с использованием новой организационной формы — нефтехимического кластера. Благодаря этому в значительной мере усилилось взаимодействие ОАО «Нафтан» и Полоцкого госуниверситета в научной сфере, что благоприятно влияет в том числе на повышение кадрового потенциала города. Сегодня работаем над развитием промышленного туризма, создаем ресурсный центр на базе Новополоцкого государственного политехнического колледжа, а также отраслевую лабораторию на базе ПГУ. Очевидно, что назрела необходимость формирования государственной кластерной политики, и системы господдержки кластерных инициатив. Есть в Новополоцке и проблемные вопросы, в решении которых мы рассчитываем на поддержку республиканских органов управления. В частности, речь идет о транспортной инфраструктуре, в том числе строительстве моста через западную Двину, а также о новых трамвайных линиях».
Тамара Дриленок, председатель Лиозненского районного Совета депутатов: «С развитием производственной и социальной инфраструктуры на селе необходимо укреплять органы власти первичного уровня. Они находятся на передовой в работе с жителями, стараются улучшать качество жизни на селе, пытаются сделать все возможное для сохранения деревни. Депутаты сельских Советов — это авторитетные граждане, главные идеологи в глубинке, которые способны простым языком поговорить с сельчанами о жизни, создать хорошее настроение. Многие из них несут душевное тепло, которое мы теряем в городах, но оно еще остается на селе и жизненно необходимо людям. Для укрепления власти на первичном уровне считаю необходимым на законодательном уровне обеспечить урепление материально-технической базы сельисполкомов, перераспределение финансовых средств для решения насущныхвопросовжителей. Кроме того, с учетом демографических тенденций предлагаю на районном уровне согласовывать оптимальную структуру сельских Советов депутатов, в том числе количество округов, а также при необходимости укрупнение административно-территориальных единиц».
РЕЗОЛЮЦИЯ
областного собрания участников шестого Всебелорусского народного собрания от Витебской области
Мы, участники шестого Всебелорусского народного собрания от Витебской области, отмечаем, что политический курс Республики Беларусь нацелен на построение независимой Беларуси, создание социально ориентированной рыночной экономики, укрепление общественной безопасности, развитие гражданского общества, строгое обеспечение прав и законных интересов граждан, активную внешнеполитическую деятельность.
Принятые меры государственного регулирования экономики позволяют в условиях продолжающегося мирового экономического кризиса, неблагополучной эпидемиологической ситуации и других негативных факторов обеспечивать динамику производства валового внутреннего продукта, инвестиций в реальный сектор экономики, экспорт, рост денежных доходов населения, реализовывать государственные социальные программы.
В ходе выполнения мероприятий Программы социально-экономического развития на 2016 – 2020 годы обеспечен рост к уровню 2015 года валовой продукции сельского хозяйства и промышленности, инвестиций в основной капитал, розничного товарооборота.
Валовой региональный продукт на душу населения в 2020 году составил 10,4 тыс. рублей и увеличился в 1,7 раза к уровню 2015 года.
Обеспечен рост экспорта товаров и услуг.
Реальная заработная плата увеличилась в 1,3 раза.
На рабочие места за счет создания новых производств и предприятий за 5 лет трудоустроено более 30,5 тысячи человек.
Не допущено роста уровня безработицы.
Проведена работа по строительству, ремонту и благоустройству объектов социальной сферы; транспортной инфраструктуры, модернизации производственных мощностей.
На нынешнем этапе, связанном с неравномерностью мирового развития, нарастанием нестабильности в международных отношениях, учитывая глобальные вызовы и мировые тренды, условия сохраняющейся неопределенности и возрастающей конкуренции, внутренние проблемы, предстоит реализовать стратегию сохранения и дальнейшего развития экономики.
Главная цель предстоящего пятилетия – обеспечение социальной стабильности в обществе и повышение уровня благосостояния граждан за счет качественного роста экономики, наращивания социального капитала, создания комфортных условий для жизни, работы, самореализации.
Приоритетными направлениями нашего движения вперёд являются развитие человеческого потенциала как основного фактора развития государства, поддержание деловой инициативы, внедрение в производство высокотехнологических разработок, наращивание экспорта, обеспечение инновационного развития региона.
Программа социально - экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы является гарантом стабильности государства, работы каждого предприятия, а значит, дает нам и нашим семьям уверенность в завтрашнем дне.
Успешное выполнение поставленных задач зависит от ответственного отношения к делу каждого на своем рабочем месте.
В новой пятилетке перед людьми открываются большие перспективы. Долг каждого гражданина – во имя будущего нации, наших детей и внуков активно включиться в созидательную работу. Нам всем вместе надо заботиться о процветании республики, всемерно её развивать и благоустраивать. Мы - один народ, которому жить в своей стране, делать её богаче, сильнее, краше.
Мы – участники Витебского областного собрания – одобряем проекты программных документов шестого Всебелорусского народного собрания и готовы организовать инициативную и слаженную работу по их реализации.