С обсуждения самого термина «устойчивое развитие» представители субъектов хозяйствования, которые так или иначе причастны к туристической деятельности, а также хозяева ряда агроусадеб, начали разговор о том, каково сегодняшнее состояние туризма в районе и как этот вид деятельности развивать дальше, как сделать одной из основных сфер, которая будет приносить средства всему региону.
Из положительных сторон присутствующие отмечали, что Браслав и многие другие населенные пункты становятся все более привлекательными для туристов. Обустраиваются новые места отдыха, открываются точки общественного питания, развивается прокат… Предприятия и учреждения, население отслеживают предпочтения горожан по организации отдыха, стараются удовлетворить их требования. Именно за отдыхом от городской суеты и едут на Браславщину. Для этой категории посетителей, число которых в последние годы растет интенсивно, Национальный парк «Браславские озера» оборудовал около 80 стоянок. Там есть стационарные домики, баньки, пляжи, пирсы, прокат лодок, катамаранов, спортинвентаря. Начальник отдела туризма Нацпарка Юлия Павловская сообщила, что практически до октября места на них были раскуплены. Несмотря на сезонность, треть в объеме хозяйственной деятельности природоохранного учреждения припадает на туризм, а в районном пакете туруслуг на его долю приходится 60%.
При хорошей организации этот вид деятельности прибылен, а значит, и перспективен. Свой кемпинг на берегу озера Дривяты построило КУП ЖКХ «Браслав-коммунальник», экскурсионные услуги оказывает не только историко-краеведческий музей, но и ряд других организаций и частных экскурсоводов, растет число агроусадеб, которых в этом сезоне насчитывалось уже 280.
Но где туристу получить информацию о предлагаемых услугах? Оказалось, что наличия QR-кодов на городских автобусных остановках, указателей и туристско-информационного центра ФСК «Дривятич», по отзывам отдыхающих, недостаточно. Нужна онлайн-площадка, где район максимально полно сможет рекламировать все возможности озерного края.
Делать это надо профессионально, заметил один из организаторов музыкально-спортивного фестиваля Viva Braslav Евгений Лабуть. Разрозненные сведения на различных сайтах не дают туристам нужной информации: как доехать, где поселиться, питаться, какие проходят мероприятия, экскурсии, где находятся пункты проката и можно купить озерную рыбу… Одним словом, для продвижения Браславщины следует применять различные инструменты и методики, в том числе мобильную турнавигацию.
Но не только информационной поддержки не хватает турбизнесу края. По словам многих, надо повышать культуру сервиса, развивать коммуникационные связи. Рекламировать свои услуги и услуги других участников турбизнеса. Тем более что возможности его расширяются. У Браслава есть перспектива стать безвизовой зоной, интенсивно развивается внутренний туризм.
Несколько другой взгляд на устойчивый туризм на Браславщине высказал эксперт Александр Лямперт. Отрасль можно развивать до тех пор, покуда она не станет наносить вред окружающему миру, а рост количества туристов может нарушить его устойчивость. И на примере разных регионов, стран показал, как жители переполненных туристами городов стали задыхаться от количества приезжих.
На Браславщине существует четыре программы развития туризма, но нет единой концепции. Создавать ее, считают участники семинара, надо с привлечением общественности. Тогда будет учтено больше мнений, допущено меньше ошибок.